Переходная кордовая пилотажка
Основыне характеристики модели:
- Размах крыла 1260 мм
- Длина 880 мм
- Вес до 900 г.
- Площадь крыло — 27,2 дм2,
- Площадь стабилизатора - 5,72 дм2,
- Общая площадь — 32,92 дм2,
- Несущая нагрузка — 25,2 г/дм
- Ширина фюзеляжа в районе крыла — 50 мм.
- Двигатель КМД-2,5 или доступный вам от 3,5 см.куб OS MAX, ASP или другой.
- Место склейки половин фюзеляжа проложить лентой из стеклоткани Нитрокраска и химлак.
НЕВОЗДУШНЫЕ БОИ НЕРЕДКО ВЕДУТ АВИАМОДЕЛИСТЫ СИБИРИ
Хороша краевая авиамодельная лаборатория в авиаспортклубе Красноярска. В смысле станков, инструментов. Хороша, конечно, относительно, если иметь в виду мировые образцы. Да бог с ними, с образцами. Все здесь есть, кроме ...самих моделистов, за исключением Сергея Кириллова, еще кого-то. Председатель краевой федерации авто авиамодельного спорта Валерий Карелый говорит: очень жаль, многие ребята бросают увлекшее их дело, уходят из авиамодельных кружков, ищут что-то поинтереснее, менее хлопотное. И причина отнюдь не в том, что лаборатория размещается на окраине города, куда далеко не каждая семья отпустит мальчишку или девчонку. Причина и не в том, что в тех же семьях воспитывают ребят порой именно по принципу лишним трудом себя не обременять. Хотя и эти причины не из последних. Главная: авиамоделизм в стране чахнет, и никакие прекрасные успехи отдельных спортсменов-звезд этого ветшания не скроют.
Карелый говорит о том, что чаще приходится организовывать не воздушные бои, а бюрократические. Недостает кружковцам элементарных материалов. Микродвигатели наша промышленность записала в Красную книгу дефицита. Когда «идет дележ» топлива для маленьких самолетов, их юным летчикам с кордами лучше при том не присутствовать, ибо царит уже элементарная склока. Многие руководители кружков, страдая от экономики «большой», не знают своей собственной, кружковой. Карелому приходится составлять типовую смету. Вроде бы дело полезное, но вписывает сумму на какой-то предмет и точно знает: рекомендация останется на бумаге. Дефицит. Дефицит. Нет наглядных пособий, нет единой системы занятий...
Теперь авиамоделизм наскоком не возьмешь. Тут видится основательная постепенная подготовка. Еще в 4—5 классах будущий спортсмен должен начинать с бумажных моделей, постепенно набирать з
нания, навыки. Но младшие ребята сейчас никого не интересуют: ни школу, ни кружки. Потому, минуя многие этапы, начинающий моделист «хватается» за новое для себя дело, не справляется, разочаровывается. Расчет же у руководителей остается прежним: найти звезду на темном небосклоне и этим спасти престиж вида спорта.
Еще одна напасть на моделистов. Их повсеместно изгоняют из кружковых помещений, ставят там компьютеры, мол, это модно. Моден — масштаб.
Или вот объявление краевого ОВИРа: конкурс технического творчества молодежи. Он явно «нацелен на рубль», и авиамоделист себя на «новой волне» не найдет. В прошлом году 1-е место на таком же конкурсе заняло приспособление для зажима лобзика, а прекрасные модели посчитали «игрушками».
Судя по всему, на век краевого ОВИРа самолетов пока хватит, а уж потомство пусть на лобзиках летает. Во всяком случае наши самодеятельные Жуковские, Туполевы никому не нужны. Зато явно обозначилась борьба за привилегии организаций, которые культивируют моделизм (ДОСААФ, станции юных техников, ВЦСПС, ВВС): всем кажется, что именно данное ведомство во всем ущемляется.
О чем речь, поясню на примере. Пришел в край вызов на семинар тренеров. Попал этот вызов в «крайнаробраз» и из других ведомств никто на семинар не поехал. А как идет отбор на соревнования?
Заглянем на краевую станцию юных техников. Здесь опытнейший руководитель авиамоделистов Марков негодует:
— Что это за соревнования, когда «три калеки» стоят?! Зоны Сибири и Дальнего Востока слили в одну, разделили кордовые и свободнолетающие модели... В результате просто некого на соревнования и выставлять.
Массовость спорта достигается сейчас удивительным очковтирательством: спортсменов «слили» со школьниками. Приезжают порой на соревнования и с чужими моделями.
Или такие факты: знаете, чем занимаются моделисты станции (опять-таки «забыв» воздушные бои)? Они — «глотничают». То есть рыщут повсюду в поисках нужных для работы материалов. Свалки (слава экономике!) у нас прекрасные, но и с территории предприятия выносить нужную детальку жизнь тоже отлично учит. И кого? Мальчишек...
Я беседую с кружковцем Володей Лобастовым, который на слете юных техников занял 1-е место и был награжден путевкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Океан». Он — восьмиклассник, но уже строит пилотажные модели для воздушного боя. А чем занимаются его одноклассники?
— Их тянет каратэ, у-шу, видики, — говорит Володя. — Нет, еще в 5-м классе надо было «вербовать». Даже не «вербовать», а просто пришли бы в школу моделисты, показали бы свою работу. У нас чего только не рекламируют, кроме того, что нужно. А в школе на уроки труда ходить и не хочется. Мы стулья делаем. Примитивно! Кружку — спасибо. В нашем дворе почти все мальчишки курят и пьют. Теперь думаю, что сам мог стать таким, и опять говорю: спасибо кружку...
Марков потерю авиамоделизмом массовости объясняет и такой причиной, как недостаток преподавателей. Нельзя не согласиться: для сложной работы нужны компактные группы. Иначе «лишние», «неохваченные» уходят. Теряются где-то во дворах, потом и в тюрьме... Бывало и такое.
Но не хотелось бы на такой минорной ноте ставить точку. Все же вспомним, что у сибиряков немало интересных находок, прекрасных моделей. А сколько ребят пошло дальше — в «большое небо». Игорь Савин, Павел и Слава Коваленко, Владимир Уланов, Владимир Кадушников, Николай Хомутников — всех не перечислить! Что касается конкретных предложений по решению поставленной проблемы, то они, думаю, очевидны: ликвидация ведомственности, монополизма. Союз оборонно-спортивных обществ, который предлагают создать и моделисты, мог бы объединить общий интерес многих творческих «подвальчиков». А общий интерес — это не частный. Это уже кое-что. И еще: разбудить среднюю школу. В пресловутые тридцатые годы мальчишка с моделью в руках был просто символом. И эти «мальчишки» потом дошли до Берлина.
Но советовать можно бесконечно. Это сейчас тоже модно. Что ж, пусть сами читатели разберутся, в чем автор прав, в чем — нет. Нужны, конечно, практические дела.
Занятие ведет Марков
Верно. Возьмемся за них и мы. Сегодня по многочисленным просьбам моделистов публикуем чертежи «переходной пилотажки». То есть это и не простейшая пилотажная модель, но и не сверхсложная и малодоступная ребятам «чемпионка».
Два года над «пилотажкой» работали в Сибири три Володи — уже знакомый вам умелец Лобастов, Ковалев и Васильев. Модель выполняется из стеклоткани, фюзеляж формованный — из двух слоев стеклоткани 0,2 мм (по матрице). Вес обеих половинок — 130 г. Элероны, рули высоты, стабилизатор, киль — из пористого пенопласта (упаковка от телевизора). Сверху обтяжка диаграммной и волокнистой бумагой. Клей ПВА. Армировка липой или сосной.
Сергей ЛЕВИЦКИЙ
Крылья Родины.
Чертеж кликабельный, что бы открыть полную версию нажать.
Другие тренировочные модели по ссылке
Похожие материалы: