Ваша учебно-тренировочная модель готова, вы полны решимости научиться делать фигуры пилотажного комплекса. 

 


Советы по освоению пилотажного F2B комплекса фигур кордовых пилотажных моделей


 

      Настало время приступать к разучиванию фигур пилотажного комплекса  

     При выполнении пилотажного комплекса необходимо  точно    соблюдать    очередность     фигур.

     Фигуры должны разделяться не менее чем двумя кругами  горизонтального  полета.


 


 

      Старт. Единственное, что требуется от спортсмена для оценки старта судейской коллегией — это в течение минуты запустить двигатель и чтобы пилотажная модель самолета взлетела. Если двигатель работает, по модель самолета не успела взлететь в течение минуты, старт не оценивается. В условиях официальных соревнований каждое очко имеет очень большое, часто решающее значение. Поэтому оценка в 10 очков за старт — большой вклад в общую сумму полета. Для стабильного выполнения старта необходимо иметь налаженную систему питания и отлично отрегулированный двигатель. ( На текущий момент в правилах F2B старт не оценивается)

      Взлет и горизонтальный полет     (два круга) а.Взлет считается правильно выполненным, если модель самолета плавно отрывается от земли после пробежки 5—10 м и стабилизируется на высоте 1,5—2 м. Для правильного выполнения этой фигуры необходимо соблюдение ряда условий,   важнейшие  из   которых   следующие:

         —   точка крепления шасси должна быть впереди центра тяжести на 3—5% от средней аэродинамической хорды  (САХ);

         —  конструктивно шасси должно быть или очень жестким (велосипедного типа) или очень мягким (торсион). В противном случае модель самолета будет прыгать и на взлете, и на посадке и пробежку осуществить не удастся;

         —   при горизонтальном положении модели самолета между лопастью винта и землей должен быть зазор  в 20—30 мм

         —   поскольку модель самолета стремится все время отвернуть нос из круга на какой-то угол (порядка 3—5°), на этот же угол колесо (или колеса) должно быть развернуто во внутрь круга. В противном случае колесо будет идти со скольжением и сильно тормозить продвижение модели самолета на взлете и при посадке.

Горизонтальный полет.Для качественного выполнения этой фигуры совершенно необходима правильная балансировка и нулевые установочные углы крыла и стабилизатора.

Центровка модели самолета должна находиться  в пределах 22—25%   САХ.

При более передней центровке модель становится чрезмерно устойчивой, отлично выполняет горизонтальный полет, но сильно проигрывает в маневренности и квадратные фигуры выполняет с большой   «неохотой».

При более задней центровке у модели появляются продольные короткопериодические колебания и спортсмену для их устранения приходится все время   вмешиваться   в   управление.

При неправильной установке стабилизатора (нарушение нулевой деградации) появляются длиннопериодические колебания (колебания самого ц, т.). Модель самолета как бы плавно раскачивается. Чтобы устранить это, также нужно вмешательство спортсмена.

Горизонтальный полет считается правильно выполненным, если колебания модели самолета на протяжении      двух    кругов    лежат    в    интервале1,5—2 м. Это записано в спортивном кодексе. На самом же деле колебания в отведенном полуметровом коридоре очень заметны, особенно опытному судье. Следует стремиться к тому, чтобы видимые колебания были практически близки к нулю.

         Поворот на горке (одна фигура), б. Эта фигура сложная и очень важная. Сложная она потому, что включает в себя все элементы прямого и обратного пилотирования, важная — поскольку, будучи первой сложной фигурой комплекса, является как бы его «лицом». Здесь необходимо учесть чисто психологическую сторону: отличный поворот на горке сразу же привлекает внимание судей к выступлению спортсмена, и они с большим интересом следят за тем, как его модель самолета     выполняет    другие    фигуры     комплекса.

Фигуру необходимо начинать с наветренной стороны за 2—3 м до плоскости ветра, делящего полусферу пополам. Модель самолета должна развернуться на 90° кверху, пройти над головой спортсмена и на высоте 1,2—2 м в диаметрально противоположной части полусферы перейти в горизонтальный перевернутый полет, пролететь на спине полкруга, опять развернуться на 90° кверху (начинать выполнять эту эволюцию надо опять за 2—3 м до плоскости ветра, тогда в момент окончания разворота модель самолета окажется точно в плоскости ветра), еще раз пройти над головой спортсмена и на высоте 1,5—2 м перейти в нормальный горизонтальный полет. Никаких колебаний ни в вертикальной, ни в горизонтальной плоскостях не должно быть. Единственное, что в данном случае можно порекомендовать — это усиленные тренировки с постепенным снижением точки выхода модели самолета из пикирования в горизонтальный  полет   (прямой  и обратный).

       Прямая петля, в. Выполнять ее надо путем передачи команды на рули отклонением не только кисти руки, но и плавным поднятием всей руки. При входе модели самолета в петлю руку плавно поднимают, при выходе — плавно опускают.

Петля считается правильно выполненной, если она начинается из горизонтального полета и ее нижняя точка лежит над землей на высоте 1,5—2 .1 м, а в верхней           — корда составляет с плоскостью горизонта угол не более 45°. Петли должны быть круглыми, и вторая петля должна повторять траекторию первой. Для выполнения этих условий   необходимо   помнить:

         —  плоскость ветра должна делить петли пополам   (иначе они сместятся вперед или  назад);

         —  желательно в нижней части петли выбрать на фоне какой-то ориентир и, выполняя каждую следующую петлю, стремиться к тому, чтобы модель самолета прошла через выбранную точку. Это поможет устранить разброс по высоте.

       Перевернутый полет (шесть кругов),г. Сложность его заключается в том, что опыт, приобретенный при освоении горизонтального полета, в перевернутом полете приводит к авариям. Желая поднять нос модели самолета, спортсмен, как правило, первое время продолжает давать ручку на себя, -как в горизонтальном полете, и тем самым вгоняет модель самолета в землю. Это происходит до тех пор,пока спортсмен не поймет, что надо давать ручку от себя, но первое время очень трудно точно отклонить руль. Сначала перевернутый полет получается довольно колебательным, но с приобретением опыта спортсмен может, наконец, качественно выполнить перевернутый полет модели самолета.

        Обратная петля (три фигуры),д. Ее выполняют из перевернутого полета. Требования к ней точно такие же, как и к прямой петле. Движения кисти и руки должны быть обратными тем, которые спортсмен делает при выполнении прямой петли. Модель самолета должна выполнить три с половиной фигуры и уйти в горизонтальный полет.

       Прямая квадратная петля (две фигуры), е. Для осуществления этой фигуры спортсмену нужно много тренироваться, иметь быструю реакцию, отличный глазомер и хорошо отлаженную модель самолета. Фигура должна представлять собой квадрат, вершины которого выполнены с радиусом в 1 —1,5   м.

Корда с плоскостью горизонта не должна превышать   45°.

Квадратную петлю можно хорошо сделать только при условии достаточного натяжения корды при малой скорости пилотирования. При значительной скорости большая перегрузка не позволяет выполнить утлы с малыми радиусами и, кроме того, прямые элементы (стороны квадрата) модель самолета пролетает очень быстро, не успевая практически зафиксировать прямолинейный участок полета. Фигура как бы смазывается. На малой скорости гораздо проще выполнить прямые участки (стороны квадрата) без колебаний, особенно при выходе из пикирования.

       Обратная квадратная петля (две фигуры), ж. Эту фигуру выполняют из горизонтального полета, поэтому осуществить ее сложно чисто с психологической точки зрения: с высоты 10 -12 м необходимо модель самолета очень четко перевести вертикально в пикирование и затем также четко положить на спину. Эти две стороны петли наиболее трудно выполнить. Желание как можно скорее перевести модель самолета из пикирования в перевернутый полет приводит к тому, что, как правило, спортсмен дает сигнал на рули немного больше нормы, и модель самолета переходит в горизонтальный полет с некоторым «перерегулированием». От судей это, конечно, не ускользает,   и   они   снижают   оценку.

В период освоения лучше всего выполнять эту фигуру большого размера (чтобы корда составляла с плоскостью горизонта угол в 70—80°). Тогда прямые участки петли значительно увеличатся и спортсмену потребуется значительно меньшая реакция для перевода модели самолета в перевернутый полет. Постепенно размер петли доводят до нормального.

        Треугольная петля (две фигуры), з. Фигуру надо начинать делать из горизонтального полета быстрым (но не резким) отклонением рулей и быстрым возвращением их в нулевое положение в момент, когда ось модели самолета (угол тангажа) составит с плоскостью горизонта угол 60°. В верхней точке петли модель самолета точно так же переводят в отрицательное пикирование и на высоте 1,5—2 м — в горизонтальный полет.

Наиболее сложный элемент фигуры — последний поворот. Это объясняется тем, что модель самолета разгоняют в режиме отрицательного пикирования и для качественного выхода в горизонтальный полет требуется предельно точный сигнал на рули. В противном случае модель самолета или не добирает до горизонта или стабилизируется с «перерегулированием». Чтобы правильно выполнить фигуру, необходимо иметь легкую модель самолета с удельной нагрузкой   25—27 г/дм2.

      Горизонтальная круглая восьмерка (две фигуры), и. Ее довольно просто сделать, но после того как будут освоены прямая и обратная   петли.

Делать фигуру нужно из горизонтального полета, из прямой петли. Выполняют 11/2
петли и в момент, когда модель самолета принимает вертикальное положение, следует начинать выполнение обратной петли. Вторая восьмерка должна точно повторять траекторию первой и не иметь разброса по высоте. При выполнении фигуры надо помнить, что плоскость ветра должна проходить точно   через   точку  касания   петель.

       Горизонтальная квадратная восьмерка (две фигуры),к. Квадратная восьмерка — довольно сложная фигура, и для еевыполнения нужны:

        — отличный  глазомер  и  быстрая  реакция;

        —  хорошо отрегулированный двигатель и безотказная система питания;

        — достаточное натяжение   корды    при    малой скорости;

        —  хорошая  маневренность модели самолета.

Сложность фигуры объясняется, во-первых, насыщенностью элементов, содержащих прямой угол, и, во-вторых, многократным изменением режима подачи топлива. Соответственно в широком диапазоне меняются и обороты двигателя. На эти изменения спортсмен должен реагировать не только правильно,   но   и   своевременно.

Лучше всего эту фигуру (и ей подобные) делать на длинной корде — 20 м. Тогда прямые участки станут достаточно длинными, и фигура будет хорошо просматриваться.

        Вертикальная восьмерка (две фигуры), л. Сложность выполнения этой фигуры состоит в том, чтобы расположить петли строго одну над другой, т. е. вертикаль должна делить обе петли точно   пополам.

Кроме того, петли нужно делать одинакового радиуса, а вторая восьмерка должна точно вписываться в первую. Нельзя наклонять фигуры, а в верхней точке корда с плоскостью горизонтали не должна превышать 90°. В период разучивания фигуры наиболее трудно выполнить вертикальное ее расположение. Остальные элементы осваиваются   сравнительно   просто.

        «Песочные часы» (одна фигура),м. Фигура исключительно сложная, самая сложная фигура комплекса. Сложность ее объясняется, во-первых, трудновыполнимой траекторией (хотя она и состоит исключительно из прямолинейных участков), и, во-вторых, значительными перегрузками в момент выхода из отрицательного пикирования в горизонтальный полет. Для хорошего выполнения этой фигуры совершенно необходимы следующие условия:

          —   удельная   нагрузка   25—27 г/дм2;

          —   достаточное натяжение корды при малой скорости   пилотирования;

          —  диапазон изменения оборотов двигателя должен быть не очень велик, иначе модель самолета при выполнении фигуры будет сильно разгоняться;

          — хорошая маневренность модели самолета;

          —  быстрая реакция и отличный глазомер спортсмена.

При слабом натяжении корды сигнал на рули поступает с некоторым опозданием, а отклонение руля получается в высшей степени неточным. Это приводит к тому, что порой даже невозможно разобрать, какую же фигуру выполнил спортсмен.

При значительном увеличении оборотов в момент выполнения фигуры модель самолета разгоняется настолько, что радиусы углов превышают нормы и фигура получается довольно круглой.

При плохой маневренности возникают практически те же самые ошибки и, кроме того, появляется необходимость отклонять рули на предельные утлы. Увеличение потребного диапазона отклонения  рулей  —  фактор  очень нежелательный.

        Восьмерка над головой (две фигуры),н. Эта фигура сравнительно несложная. Выполняют ее точно так же, как и вертикальную восьмерку, с прямой петли, только точка касания петель должна находиться точно в зените (над головой).

Плоскость ветра должна проходить точно через точку касания. Для хорошего выполнения фигуры   необходимо:

        —   достаточное натяжение корды (натяжение должно превышать вес, так как модель самолета все время  находится над  головой);

        —   ровная  работа  двигателя.

Самым сложным является удержание точки касания петель строго над головой, особенно при ветре, поскольку спортсмену приходится принимать неестественную позу и поэтому частично нарушается ориентировка. Однако в процессе тренировки нужные навыки вырабатываются и фигура получается все лучше и лучше.

        Две перекрещивающиеся восьмерки, о. Фигура довольно простая. Сначала выполняют верхнюю правую прямую петлю (корда составляет с горизонталью угол 40—45°), затем 3/4 левой нижней (обратной) петли, затем 3/4 левой верхней обратной петли и 3/4 правой нижней прямой петли. Закончив фигуру, модель самолета должна пройти над головой спортсмена и в диаметрально противоположной точке перейти в горизонтальный полет. Прямые, проведенные мысленно через центры петель, должны образовать квадрат, а через точки касания — «крест». Если это условие выполняется, фигура сделана правильно. Плоскость ветра должна делить фигуру строго пополам.

        Посадка. Для хорошего выполнения посадки к модели самолета предъявляются те же требования, что и при ее взлете.

Единственная рекомендация — не вмешиваться в управление после остановки двигателя (исключая полет в сильный ветер): модель самолета сядет сама.

            Отрезок из книги

 

 «Авиамодели чемпионов» Лебединский М.С


         Справедливо отметить, что данные рекомендации были написаны много лет назад когда кордовые пилотажные модели летали на 6 см.куб двигателях. Когда модели были меньше современных кордовых пилотажных моделей. А о использовании двигателей с резонансными трубами как и электро двигателей тогда не думали. Сегодняшние реалии диктуют новые требования.

  • Одно из них это удельная нагрузка на площадь крыла кордовой модели. Она увеличилась. 
  • Увеличился запас мощности силовой установки кордовой модели.
  • Модели стали делать из композитных материалов, разборные.
  • Модели должны уметь летать даже в плохих погодных условиях.

Данный материал будет полезен во все времена как основа для начинающего и опытного "пилотажника"

 

 Кордовые модели F2B | Control line stunt | Aerobatics