Материал содержит много фотографий. Есть нагрузка на трафик.
Чемпионат мира 1968 года по кордовым моделям. Финляндия, Хельсинки
В столице Финляндии Хельсинки с 28 июля по 2 августа 1968 года проходил чемпионат мира по кордовым моделям, в котором приняли участие спортсмены 20 стран.
Пилотажные модели
В классе пилотажных моделей первое место завоевал Габриш (Чехословакия), второе — Андерсон (Швеция), третье — Гиезеки (США). Около 30% моделей были оснащены двигателями с рабочим объемом цилиндра 8 см3. Это свидетельствует о тенденции к увеличению размеров модели.
Наиболее удачной была, пожалуй, модель у венгерского спортсмена Эгервари. На ней установлен двигатель ВЕКО-45 (рабочий объем 8 см3). Крыло отъемное (для удобства транспортировки), целиком обтянуто бальзой. Трехколесное шасси с носовой стойкой снабжено надувными колесами.
Хорошей отделкой отличались модели у американских спортсменов. На модели американца Улея был установлен двигатель FOX-35. Она имела очень мягкое шасси торсионного типа.
Очень большие модели привезли спортсмены Франции, оснастив их двигателями ВЕКО-45.
Из наших спортсменов наиболее удачно выступил К. Плоциньш. Его модель отличалась очень ровным пилотированием, хорошей работой двигателя с глушителем, отлично благодаря велосипедному шасси взлетала и садилась. На модели Плоциньша был установлен двигатель МВВС-5,6 см3. Сравнительно большой вес (1400 г) и хорошая балансировка свели к минимуму реакцию модели на атмосферные возмущения.
На очень многих моделях было применено интересное новшество: в систему управления сознательно был заложен люфт, который на рулях достигал ±3 т-4°. Это позволяло моделям (при правильной балансировке) стабилизироваться в нужном направлении. В то же время благодаря наличию люфта модели не реагировали на многие погрешности в манипуляциях пилота.
Скоростные модели
В классе скоростных моделей сильнейшими, как и в 1966 году, были спортсмены США. Имея большой опыт в использовании резонансных устройств, они в первый же день сумели захватить лидерство. Американские модели являются копиями модели Вишневского 1966 года. На них был установлен двигатель 15TWA конструкции Вишневского и Теобальда, имеющий ряд интересных особенностей. Прежде всего обращает на себя внимание чрезмерно мягкая гильза (твердость » 10RC). Поршень выполнен из хромистого чугуна (твердость я 50 RC). Сама по себе пара очень недолговечная, но в течение нескольких полетов работает на самом высоком уровне. В воздухе мотор 15TWA развивает 28 000 об/мин. Центральное перепускное окно гильзы имеет фазу перепуска 118°, основные боковые окна — 120е. Фаза выхлопа — 160°. Перепускные каналы сужены от основания картера к окнам гильзы. Резонансная труба окрашена черной термостойкой краской для максимального накопления тепла в резонансном режиме. Американский спортсмен Нельсон совершил третий полет на модели оригинальной схемы: все крыло расположено в сторону корда, а стабилизатор — в другую сторону. Модель такой схемы имеет меньший мидель и по данным американских исследований дает прибавку в скорости порядка 5-7 км/час. Наша команда заняла второе место, впервые выступив на двигателях собственной конструкции. Удачнее других стартовал А. Лапынин, показав скорость 242 км/час, он занял 4-е место. Двигатель его модели в воздухе развивал 27 000 об/мин. Крыло выполнено из титановой фольги толщиной 0,2 мм.
В. Наталенко в острой борьбе сумел занять шестое место с результатом 241 км/час. На его модели был установлен двигатель «Старт» (в воздухе — 28000 об/мин). Дебютант сборной из города Новосибирска спортсмен В. Маланчук выступил очень удачно. Его модель достигла скорости 240 км/час (седьмое место).
Всеобщее внимание привлекли винты Наших спортсменов. Они сделаны из дельта-древесины. Поэтому лопасть винта получилась более жесткой и имела меньшую относительную толщину профиля. В период подготовки к чемпионату мира наши скоростники доказали, что такой винт дает прибавку в скорости порядка 8—10 км/час.
Слабее, чем ожидалось, выступили спортсмены Венгрии. На их моделях были установлены двигатели фирмы «МОКИ», которые в воздухе развивали очень большую скорость — до 33 000 об/мин.
Гоночные модели
Итальянские модели с двигателями «Супер-Тигр» с пристыкованной сбоку резонансной трубой успеха не имели. В соревнованиях по гоночным моделям приняло участие 47 экипажей. Лучшими были экипажи: Стоктон — Джелик (США; 4 мин. 26 сек.; 4 мин. 47 сек.; 9 мин. 19 сек.) — первое место; Тимофеев — Плоциньш (СССР; 4 мин. 49 сек.; 4 мин. 35 сек.; 9 мин. 23 сек.) — второе место; Гуртлер — Бомгартер (Австрия; А мин. 34 сек.; 4 мин. 30 сек,; 10 мин. 28 сек.) — третье место. Чемпионы мира американцы Джелик и Стоктон стартовали в первой тройке и показали отличное время — 4 мин. 28 сек.
Очень сильно выступили спортсмены Австрии. Оснастив свои модели новыми двигателями НР-15, они сумели занять первое место в командном зачете, а экипаж Гуртлер — Бомгартер попал в финал с результатом 4 мин. 30 сек. Австрийские модели отличались очень энергичным стартом. Механики буквально выталкивали модель в воздух, и она затрачивала на первый круг, как правило, 3,5 сек., в то время как при обычном старте на первый круг уходило приблизительно 4,5 сек. За счет этого при 2 промежуточных посадках австрийские спортсмены выигрывали приблизительно 3 сек.
Лучшим двигателем на гоночных моделях на чемпионате был признан двигатель австрийского производства НР-15. Продувка трехканальная с выхлопом вбок. Распределение золотниковое через заднюю крышку. Золотник выбран таким, что время и площадь сечения при всасывании максимально возможные. Карбюраторы сконструированы так, что при заправке полость диффузора отсекается от заправочного устройства специальным золотником. Происходит только заправка топливного бака и подшприцовка в выхлопное окно. Это исключает перезалив двигателя. По окончании заправки полость бака коммутируется с жиклером и в диффузор попадает некоторая порция (2—3 капли) недозированного топлива. За счет этого двигатель в течение 2-3 сек. очень мощно работает именно на этой порции топлива. За это время полностью просасывается весь трубопровод (он очень короткий) и двигатель выходит на нормальный режим.
Модели чехословацких спортсменов оснащались двигателями МВВС-2,5. Экипаж Дражек — Трнка имел все возможности для выхода в финал, но серьезные тактические промахи не позволили ему показать высокий результат. Другой чехословацкий экипаж Клемм — Дойлез показал очень высокий результат —4 мин. 29 сек. Однако на промере бака обнаружилось, что он имеет объем больше нормы — 7,2 см3. Порядка 0,3 см3 вошло в заправочную горловину, о чем они и не подозревали. В результате — дисквалификация.
Очень хорошими двигателями были оснащены модели венгерских спортсменов. Лучший венгерский экипаж Мохаи— Маркотаи показал результат 4 мин. 37 сек. Модель имеет V-образный стабилизатор.
Не очень удачно выступила команда СССР. Экипаж Б. Краснорутский — А. Бабичев сумел показать только 4 мин. 49 сек. Удачнее всех среди наших спортсменов выступил экипаж В. Тимофеев — К. Плоциньш — 4 мин. 35 сек. На модели установлен двигатель «Супер-Тигр». Высокий результат удалось показать только благодаря наличию механизма остановки двигателя. В финале вплоть до 190-го круга наши ребята были впереди, и только на последних кругах Тимофеева подвел двигатель и американским спортсменам удалось обойти наш экипаж на 4 сек.
Ю. СИР0ТКИН, старший тренер сборной СССР
Другие материалы о чемпионатах мира:
Чемпионат мира 1960 года