Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Чемпионат мира 1968 года по кордовым моделям

  Материал содержит много фотографий. Есть нагрузка на трафик. 


       

 

Чемпионат мира 1968 года по кордовым моделям. Финляндия, Хельсинки

 

 

      В столице Финляндии Хельсинки с 28 июля по 2 августа 1968 года проходил чемпионат мира по кордовым моделям, в котором приняли участие спортсмены 20 стран.

Пилотажные модели

       В классе пилотажных моделей первое место завоевал Габриш (Чехословакия), второе — Андерсон (Швеция), третье — Гиезеки (США). Около 30% моделей были оснащены двигателями с рабочим объемом цилиндра 8 см3. Это свидетельствует о тенденции к увеличению размеров модели.

     Наиболее удачной была, пожалуй, модель у венгерского спортсмена Эгервари. На ней установлен двигатель ВЕКО-45 (рабочий объем 8 см3). Крыло отъемное (для удобства транспортировки), целиком обтянуто бальзой. Трехколесное шасси с носовой стойкой снабжено надувными колесами.

     Хорошей отделкой отличались модели у американских спортсменов. На модели американца Улея был установлен двигатель FOX-35. Она имела очень мягкое шасси торсионного типа.

    Очень большие модели привезли спортсмены Франции, оснастив их двигателями ВЕКО-45.

    Из наших спортсменов наиболее удачно выступил К. Плоциньш. Его модель отличалась очень ровным пилотированием, хорошей работой двигателя с глушителем, отлично благодаря велосипедному шасси взлетала и садилась. На модели Плоциньша был установлен двигатель МВВС-5,6 см3. Сравнительно большой вес (1400 г) и хорошая балансировка свели к минимуму реакцию модели на атмосферные возмущения.

        На очень многих моделях было применено интересное новшество: в систему управления сознательно был заложен люфт, который на рулях достигал ±3 т-4°. Это позволяло моделям (при правильной балансировке) стабилизироваться в нужном направлении. В то же время благодаря наличию люфта модели не реагировали на многие погрешности в манипуляциях пилота.

 

Скоростные модели

        В классе скоростных моделей сильнейшими, как и в 1966 году, были спортсмены США. Имея большой опыт в использовании резонансных устройств, они в первый же день сумели захватить лидерство. Американские модели являются копиями модели Вишневского 1966 года. На них был установлен двигатель 15TWA конструкции Вишневского и Теобальда, имеющий ряд интересных особенностей. Прежде всего обращает на себя внимание чрезмерно мягкая гильза (твердость » 10RC). Поршень выполнен из хромистого чугуна (твердость я 50 RC). Сама по себе пара очень недолговечная, но в течение нескольких полетов работает на самом высоком уровне. В воздухе мотор 15TWA развивает 28 000 об/мин. Центральное перепускное окно гильзы имеет фазу    перепуска    118°,    основные боковые окна — 120е. Фаза выхлопа — 160°. Перепускные каналы сужены от основания  картера  к окнам  гильзы.  Резонансная труба окрашена черной термостойкой краской для максимального накопления тепла  в  резонансном  режиме. Американский  спортсмен  Нельсон  совершил  третий полет  на  модели  оригинальной схемы:  все крыло расположено в   сторону   корда,   а   стабилизатор   —  в другую   сторону.   Модель   такой   схемы имеет   меньший   мидель   и   по   данным американских    исследований   дает    прибавку  в  скорости  порядка  5-7  км/час. Наша  команда  заняла  второе     место, впервые выступив на двигателях    собственной     конструкции.              Удачнее     других стартовал А. Лапынин, показав скорость 242   км/час, он   занял   4-е   место.   Двигатель   его  модели   в   воздухе   развивал 27 000  об/мин. Крыло  выполнено  из  титановой фольги толщиной 0,2 мм.

       В. Наталенко в острой борьбе сумел занять шестое место с результатом 241 км/час. На его модели был установлен двигатель «Старт» (в воздухе — 28000 об/мин). Дебютант сборной из города Новосибирска спортсмен В. Маланчук выступил очень удачно. Его модель достигла скорости 240 км/час (седьмое место).

            Всеобщее внимание привлекли винты Наших спортсменов. Они сделаны из дельта-древесины. Поэтому лопасть винта получилась более жесткой и имела меньшую относительную толщину профиля. В период подготовки к чемпионату мира наши скоростники доказали, что такой винт дает прибавку в скорости порядка 8—10 км/час.

       Слабее, чем ожидалось, выступили спортсмены Венгрии. На их моделях были установлены двигатели фирмы «МОКИ», которые в воздухе развивали очень большую скорость — до 33 000 об/мин.

 

Гоночные модели

      Итальянские модели с двигателями «Супер-Тигр» с пристыкованной сбоку резонансной трубой успеха не имели. В соревнованиях по гоночным моделям приняло участие 47 экипажей. Лучшими были экипажи: Стоктон — Джелик (США; 4 мин. 26 сек.; 4 мин. 47 сек.; 9 мин. 19 сек.) — первое место; Тимофеев — Плоциньш (СССР; 4 мин. 49 сек.; 4 мин. 35 сек.; 9 мин. 23 сек.) — второе место; Гуртлер — Бомгартер (Австрия; А мин. 34 сек.; 4 мин. 30 сек,; 10 мин. 28 сек.) — третье место. Чемпионы мира американцы Джелик и Стоктон стартовали в первой тройке и показали отличное   время   —  4  мин.  28  сек.

      Очень сильно выступили спортсмены Австрии. Оснастив свои модели новыми двигателями НР-15, они сумели занять первое место в командном зачете, а экипаж Гуртлер — Бомгартер попал в финал с результатом 4 мин. 30 сек. Австрийские модели отличались очень энергичным стартом. Механики буквально выталкивали модель в воздух, и она затрачивала на первый круг, как правило, 3,5 сек., в то время как при обычном старте на первый круг уходило приблизительно 4,5 сек. За счет этого при 2 промежуточных посадках австрийские спортсмены выигрывали приблизительно 3 сек.

      Лучшим двигателем на гоночных моделях на чемпионате был признан двигатель австрийского производства НР-15. Продувка трехканальная с выхлопом вбок. Распределение золотниковое через заднюю крышку. Золотник выбран таким, что время и площадь сечения при всасывании максимально возможные. Карбюраторы сконструированы так, что при заправке полость диффузора отсекается от заправочного устройства специальным золотником. Происходит только заправка топливного бака и подшприцовка в выхлопное окно. Это исключает перезалив двигателя. По окончании заправки полость бака коммутируется с жиклером и в диффузор попадает некоторая порция (2—3 капли) недозированного топлива. За  счет  этого  двигатель   в  течение  2-3  сек. очень мощно работает именно на этой порции топлива. За это время полностью просасывается весь трубопровод (он очень короткий) и двигатель выходит на нормальный режим.

      Модели чехословацких спортсменов оснащались двигателями МВВС-2,5. Экипаж Дражек — Трнка имел все возможности для выхода в финал, но серьезные тактические промахи не позволили ему показать высокий результат. Другой чехословацкий экипаж Клемм — Дойлез показал    очень     высокий     результат  —4   мин. 29 сек. Однако на промере бака обнаружилось, что он имеет объем больше нормы — 7,2 см3. Порядка 0,3 см3 вошло в заправочную горловину, о чем они и не подозревали. В результате — дисквалификация.

      Очень хорошими двигателями были оснащены модели венгерских спортсменов. Лучший венгерский экипаж Мохаи— Маркотаи показал результат 4 мин. 37 сек. Модель имеет V-образный стабилизатор.

    Не очень удачно выступила команда СССР. Экипаж Б. Краснорутский — А. Бабичев сумел показать только 4 мин. 49 сек. Удачнее всех среди наших спортсменов выступил экипаж В. Тимофеев — К. Плоциньш — 4 мин. 35 сек.           На модели установлен двигатель «Супер-Тигр». Высокий результат удалось показать только благодаря наличию механизма остановки двигателя. В финале вплоть до 190-го круга наши ребята были впереди, и только на последних кругах Тимофеева подвел двигатель и американским спортсменам удалось обойти наш экипаж на 4 сек.

 

Ю. СИР0ТКИН, старший тренер сборной СССР

Другие материалы о чемпионатах мира:

           Чемпионат мира 1960 года