Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

лагг-3


 

Истребитель ЛАГГ- 3 скорость, маневренность, победа!

 

Он начал думать об этой боевой машине за три года до войны. Каким же представлялся новый скоростной самолет-истребитель его автору - главному конструктору авиационной промышленности Семену Алексеевичу Лавочкину?

        Простейший путь увеличить скорость — это увеличить мощность двигателя. Но нет... Ставить все более мощные двигатели на самолеты — все равно что пытаться приспособить автомобильный мотор к крестьянской телеге. За счет чего же достичь увеличения скорости? Он много размышлял над этим, работая еще под руководством создателя оригинальных гидросамолетов и истребителей Дмитрия Павловича Григоровича. Ответ был один: необходимо искать новые аэродинамические формы. Прежде всего отказаться от бипланной схемы и строить моноплан. Изменить само крыло, уменьшить его относительную толщину. Очень перспективен двояковыгнутый профиль. Долой гофрированные и матерчатые покрытия: они создают большое сопротивление трению воздуха. Соединять обшивку встык: гладкая окраска и полировка способствуют плавному обтеканию поверхности самолета потоком воздуха. Шасси обязательно убирать в крыло или фюзеляж и выпускать только перед посадкой.

       Будущему истребителю нужны огневая мощь и маневренность. Кроме пулеметов, обязательно установить на своем самолете пушку. Англичане, к примеру, относятся к самолетной пушке скептически. И еще противоречие. Мощный мотор — это увеличение веса, это большой расход горючего, это увеличение запаса его на борту. Лучшая маневренность у самолетов бипланной схемы, а чтобы иметь большую скорость, нужен моноплан. Где же выход? Некоторые предлагают строить комбинированный самолет, который в полете может выступать и в роли биплана, и в роли моноплана. Нет, не то... Нужен истребитель-моноплан с мощным высотным двигателем, который обеспечит ему большие вертикальные и горизонтальные скорости.

 

        Семен Алексеевич разжег трубку, зашагал по кабинету. Назавтра всех конструкторов вызывают в Кремль, к Сталину. Микоян, Яковлев, Поликарпов, Шевченко. Победителем станет тот, кто не только даст лучший по летным и боевым качествам самолет, но и сделает его раньше, чтобы его можно было быстрее запустить в серийное производство. Так решил Центральный   Комитет  партии.

         В своеобразном состязании авиаконструкторов победителями стали А. И. Микоян совместно с М. И. Гуревичем, А. С. Яковлев и С. А. Лавочкин вместе со своими помощниками В. П. Горбуновым и М. И. Гудковым — создатели МИГ-1, ЯК-1 и ЛАГГ-1.

       Истребитель ЛАГГ-1 был свободно-несущим монопланом, имел убирающееся шасси, закрытую кабину летчика. В самолете, как отмечала печать, все было «зализано», не одного  лишнего   выступа.   30  марта 1940 года летчик-испытатель Алексей Иванович Никашин поднял самолет в первый полет. Новый истребитель имел высокие качества: скорость 605 км/ч на высоте 4950 м, на 120 км выше, чем у состоявшего на вооружении Красной Армии истребителя И-16. Истребитель был вооружен 23-мм пушкой и двумя пулеметами калибра 12,7 мм.

        Новая задача — обеспечить дальность полета машины в 1000 км. Лавочкин принимает оригинальное решение: устанавливает в крыльях дополнительные баки для горючего. И самолет идет в контрольный полет. Самолет покрыл заданное расстояние с запасом горючего в баках. Усовершенствованная на основе испытаний машина под индексом ЛАГГ-3 (в названии соединились первые две буквы фамилии Лавочкина и начальная буква Горбунова и Гудкова) была пущена в серийное производство.

 

 

Чертежи самолета ЛАГГ-3.

Для открытия картинки в полном размере нажмите на нее.

Лагг-3 чертеж

Чертеж ЛАГГ-3


 

 

  


Истребитель Лагг-3 чертеж

Чертеж ЛАГГ-3

 

 

        Одноместный истребитель ЛАГГ-3 развивал скорость до 570 км/ч, был вооружен одной 20-мм пушкой и двумя пулеметами калибра 7,62 мм. На ЛАГГ-3 был установлен двигатель жидкостного охлаждения М-105П  в 1050 л. с.

        В этом самолете впервые широко применена прессованная облагороженная древесина, пропитанная фенольными смолами, — так называемая «дельта-древесина». Она мало уступает в прочности на разрыв дюралюминию и легче его по весу.

        Война. Там, во фронтовом небе, в смертельных поединках встречаются не только воля и искусство летчиков. Идет война конструкторских умов. Нужно угадать, о каком дальнейшем усовершенствовании думает герр Мессершмитт. Нужно опередить его.

        Семен Алексеевич подходит к стеклянной перегородке, отделяющей его кабинет от огромного производственного помещения завода. Внизу стоят, обретая законченность, приземистые ЛАГГ-3. Если в первом полугодии их выпущено 322, то во втором полугодии 41-го — 2141. Рабочие, техники, инженеры сутками не выходят с завода.

        Бесшумная, но такая же бурная жизнь идет во всех кабинетах конструкторского бюро. На кульманах рождается новый истребитель ЛА-5. Здесь будет новый двигатель — звездообразный воздушного охлаждения АШ-82 мощностью 1700 л. с. Снизится вес самой машины. Будут установлены две пушки.

        Семен Алексеевич возвращается в кабинет. Письма фронтовиков. Да, его самолет выдержал испытания. Летчики хвалят истребитель, смело вступают на нем в единоборство с лучшим истребителем фашистской Германии «мессершмитт-109». Но пока вступит в строй ЛА-5, надо думать и над совершенствованием ЛАГГ-3. В фронтовое небо отправляется истребитель ЛАГГ-3 с двигателем мощностью 1180 л. с, вооруженный 20-мм орудием и одним пулеметом. ЛАГГ-3 служит прототипом еще для двух модификаций: на первом устанавливался новый двигатель  В.  Я.  Климова  ВК-107, другой, с двигателем ВК-Ю5ПФ мощностью в 1240 л. с, развивал скорость 618 км/ч.

      6 июля 1944 года «Правда» сообщала в корреспонденции «Лавочкины» бьют врага»: «Группа «Лавочкиных» встретилась с восемью «фокке-вульфами-190» и четырьмя «мессер-шмиттами». Наши самолеты под командованием капитана Азарова шли ниже противника. Первыми бросились в атаку немцы. Четверка «фокке-вульфов» устремилась на наши самолеты, но атака была немедленно же отбита. Тогда вступили в бой остальные восемь немецких истребителей.

      В течение трех минут «Лавочкины» оказались выше противника. Немцы поспешно стали уходить. Наши летчики погнались за ними и сбили шесть самолетов».

       Однажды Герою Советского Союза Гаранину пришлось драться с пятью «фокке-вульфами». Минут пятнадцать он маневрировал, не поддаваясь врагу. Взглянув на стрелку горючего, летчик увидел, как она дрожит близ роковой нулевой отметки. И Гаранин завершил бой... в свою пользу. Неуловимый маневр, очередь из пушек — и «фокке-вульф» задымил к земле. Свеча вверх — и домой, на аэродром.

 

На истребителях С. А. Лавочкина летал трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. Летом 1944 года конструктор получил  с  фронта  письмо.

«Семен Алексеевич! — говорилось в нем. — Мне бы хотелось получить ваши самолеты побыстрее, чтобы поработать в самое горячее время, а оно у нас уже началось...»

Внизу стояла подпись: Александр Покрышкин.

Это было выражение признательности тому, кто создал для советских летчиков машины, ставшие грозой фашистской авиации.

Ю. Вятич

 Лагг-3

 

ОСНОВНЫЕ   ДАННЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ   ЛАГГ-3

                Экипаж      .......      1 чел.

                Длина       .......      8,82 м

                Размах   крыла       ....       9,80 м

                Площадь крыла   ....      17,51 м2

                 Вес   пустой   машины   .   .      2620 кг

                 Максимальный    взлетный вес      ........      3190 кг

                Крейсерская скорость .   .      450 км/ч

                Скорость      при     посадке       155 км/ч

                Потолок        ......      9700 м

                Дальность    полета   .......... 800—1000 км

                 Двигатель   ВК-105ПФ  ..........1240 л. с.

                Вооружение       .....      одна 20-мм пушка + два 12,7-мм пулемета, или одна 20-мм пушка   +   два 7,62-мм     пулемета, 260 кг бомб.

         Для модели-копии рекомендуется мотор с объемом двигателя 5,0 см3 при масштабе 1/8 — 1/10м натуры.

 

Похожие материалы: