Чертеж Аэрокобра P-39
Основные характеристики самолета «Аэрокобра» следующие: размах — 10,38 м, длина — 9,2 м, площадь крыла — 19,8 м2, вес пустого самолета — 2485 кг, нормальный полетный вес — 3490 кг, максимальная скорость — 640 км/час, минимальная скорость — 113 км/час, средняя вертикальная скорость у земли — 13,2 м/сек, потолок — 9870 м, дальность полета на высоте 3000 м при 379 км/час — 360 км, наибольшая дальность с дополнительными баками — 1760 км.
Когда конструкторы создают новый самолет, они стараются не "вводить в его проект сразу несколько принципиально новых усовершенствований: ведь чем меньше нововведений, тем меньше всяких неожиданностей. Однако американские авиаконструкторы Р. Вудз и X. Пойер решили рискнуть...
К 1939 году оба они получили известность как приверженцы оригинальных схем. В 1937 году фирма «Белл» по их проекту выпустила «Аэрокуду» («Воздушную барракуду») — тяжелый истребитель с двумя толкающими винтами и двумя пушками калибром 37 мм, расположенными в носовой части мотогондол. Самолет успешно прошел летные испытания, но из-за слабой его маневренности количество произведенных экземпляров не превысило полутора десятков.
После этого Вудз и Пойер упорно работали над созданием скоростного маневренного истребителя с мощным вооружением, который они решили назвать «Аэрокоброй». В своей новой машине они применили одновременно несколько нововведений: трехколесное убирающееся шасси с носовым колесом, двигатель, расположенный за сиденьем летчика — почти в центре тяжести самолета, — и вал длиной 2,75 м для передачи вращения на винт. До тех пор в мире было создано всего четыре опытных самолета с удлиненными валами, из которых ни один не пошел в серийное производство. Риск оказался оправданным: три нововведения позволили удачно решить и три задачи: обеспечить стрельбу 37-мм пушки через вал винта (что невозможно было осуществить без удлиненного вала), дать летчику хороший обзор в передней полусфере во время боя, на взлете и на посадке и, наконец, существенно уменьшить момент инерции истребителя (удачное размещение двигателя), что позволяло летчику быстро менять угол атаки крыла, обеспечивая, таким образом, хорошую маневренность. В апреле 1939 года заводской летчик-испытатель дал отличную оценку головному экземпляру нового истребителя. Самолет показал большую по тому времени максимальную скорость полета — 625 км/час и отличное время подъема на 6000 м — 5 мин. «Аэрокобра» по максимальной скорости тогда уступала только советскому истребителю МИГ-3 (640 км/час).
После заводских испытаний по рекомендации Национального консультативного комитета по авиации (НАКА) аэродинамика самолета была несколько изменена. Улучшенный вариант «Аэрокобры» — ХР-39В с двигателем «Аллисон» мощностью 1090 л. с. без турбокомпрессора — блестяще прошел весь комплекс летных испытаний боевого истребителя. Самолет получил индекс серийного истребителя армии США УР-39. В последующей серии «Аэрокобры» — Р-39Д американцы установили протектированные баки, увеличили мощность двигателя до 1150 л. с. Пушка на этом самолете стреляла через винт. Два синхронизированных пулемета калибром 12,7 мм, размещенных на фюзеляже, также стреляли через винт. Боезапас каждого составлял 200 патронов. Четыре пулемета калибром 7,7 мм размещались в консолях крыла. Каждый из них имел 1000 патронов.
До лета 1941 года в США насчитывалось в общей сложности 14 различных модификаций «Аэрокобры». В некоторых вариантах самолета калибр пушки, стреляющей через винт, равнялся 20 мм.
Участие самолета в Великой отечественной войне
В начале 1942 года Советское правительство приняло решение о закупке истребителей «Аэрокобра». Из 9558 самолетов этого типа, выпущенных промышленностью США, 4924 были переданы Военно-Воздушным Силам СССР. Наши летчики быстро освоили эти машины и воевали на них с большим успехом. Больше всех воздушных боев на «Аэрокобре» выиграл трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин, сбивший, как известно, 59 фашистских самолетов. Были у «Аэрокобры» и существенные недостатки — увеличенный разбег из-за малого установочного угла атаки и сложность вывода из штопора. Последнее объяснялось тем, что на больших углах атаки горизонтальное оперение затеняло вертикальное и руль направления практически бездействовал. По рекомендации советских летчиков-истребителей американские конструкторы разработали последнюю модификацию этого самолета — «Кингкобра» Р-63, у которой изменили размер шасси и компоновку оперения. Р-63 выпускался серийно с 1943 по 1945 год.
Что же собой представляла «Аэрокобра» Р-39?
Это был цельнометаллический низко-план со свободнонесущим крылом и однокилевым оперением. Крыло состояло из небольшого центроплана, наглухо соединенного с фюзеляжем, и отъемных консолей, имевших съемные законцовки. Профиль крыла в центре — симметричный НАКА-0015, а на конце — двояковыпуклый НАКА-23009. Крыло имело работающую обшивку. Силовой каркас консоли состоял из переднего, заднего и дополнительного лонжеронов. Обшивка крыла — листовой дюралюминий разной толщины (от 0,8 до 1,3 мм). Между передним и задним лонжеронами в консолях были укреплены бензобаки. Между задним лонжероном и вспомогательным, вблизи торцевой нервюры консоли, снизу крыла размещался колодезь для уборки основных колес шасси. В передней кромке крыла вблизи фюзеляжа имелся воздухозаборник жидкостного и масляного радиаторов. Вдоль всей задней кромки крыла между элеронами и фюзеляжем находился посадочный щиток, отклоняемый книзу на 60°.
Элероны типа «Фрайз» имели осевую аэродинамическую компенсацию. Носок элерона был зашит дюралюминием толщиной 0,8 мм, а остальная его часть покрыта полотном. На задней кромке правого элерона имелся пластмассовый триммер, регулируемый из кабины летчика.
Фюзеляж типа полумонокок состоял из двух частей. В хвостовой части фюзеляжа размещались радиооборудование и маслобак. Двигатель стоял в конце передней части фюзеляжа за кабиной летчика. Из-за того, что удлиненный вал проходил через кабину летчика, ручку управления пришлось конструировать особо, пропустив сквозь нее вал двигателя. Самолет имеет трехлопастный металлический винт с полыми внутри лопастями. Его диаметр 3,16 м. Шаг винта в полете менялся автоматически. Кабина самолета была оборудована всеми навигационными приборами, обеспечивающими полет в сложных метеорологических условиях. Трехколесное шасси убиралось с помощью электромотора. На случай отказа электромотора предусматривалась аварийная лебедка.
В начале войны американские самолеты окрашивались, как и советские, сверху в светло-зеленый, а снизу — в голубой цвет. В некоторых случаях самолеты имели камуфляжную окраску. При моделировании «Аэрокобры» носовая часть фюзеляжа, вынесенная вперед, позволяет добиться хорошей центровки модели, а шасси с носовым колесом обеспечивают безопасную посадку кордовой модели-копии. Убирающиеся шасси, опускающиеся щитки позволяют выполнять фигуры высшего пилотажа, что в основном и приносит на соревнованиях большое количество очков.
И. К0СТЕНК0, кандидат технических наук
Похожие материалы: