В конце сентября 1962 года ленинградский авиамоделист Анатолий Кузнецов вписал в сетку мировых авиамодельных рекордов замечательное достижение — абсолютный рекорд скорости полета кордовой модели с двигателем 10 см3. Модель развила скорость 316 км/час. О том, как была достигнута такая скорость и как устроена модель, рекордсмен рассказывает в этой статье.
ТРЕТИЙ ВЫПУСК «ЮМК» рассказал вам, ребята, что в начале сентября 1962 гола на чемпионате мира по авиамодельному спорту в Киеве мне удалось превысить на 11 км/час мировой рекорд американца Лодертейла по классу кордовых моделей с объемом цилиндра 10 см3 . Модель, с которой я выступал, развила скорость 288 км/час. Она была снабжена двигателем, который я сам спроектировал и изготовил. Приехав с чемпионата мира домой, я решил еще улучшить свой результат и, перекрыть абсолютный рекорд скорости кордовой модели, удерживаемый по классу реактивных моделей авиамоделистом из г. Фрунзе Иваном Иванниковым (301 км/час)
На чемпионате мира в Киеве я запускал модель на одной корде, применив управление «монолайн» с одной кордой, работающей на скручивание. Это заметно снизило лобовое сопротивление всей системы и дало возможность модели резко повысить скорость полета.
После проведения рекордного полета в Киеве я занялся дальнейшей «доводкой» модели: подбором лучшего винта и лучшего режима работы двигателя. После тщательной подготовки и многочисленных тренировок я мог заявить о рекордной попытке. Во время осенних ленинградских соревновании авиамоделистов 30 сентября 1962 года моя модель показала среднюю скорость 316,812 км/час, превысив более чем на 15 км/час рекорд Ивана Иванникова. Свое достижение я посвятил 45-й годовщине Великого Октября.
Такие хорошие результаты мне удалось получить главным образом благодаря прекрасной работе двигателя «Ленинград» объемом 9,8 см3. Двигатель этот с калильным зажиганием разработан мною в 1958 году в результате многолетних экспериментов с двигателями такого типа.
Основная цель, которую я себе поставил в 1958 году при создании двигателя «Ленинград», заключалась в том, чтобы поднять паши показатели по скорости полета кордовых моделей до уровня зарубежных достижений того времени — 220 - 230 км/час. С тех пор в течение пяти лет я постоянно модернизировал свой двигатель, улучшал его работу. С помощью этого двигателя мне удалось установить шесть рекордных показателей скорости полета по разным классам кордовых моделей самолетов. Двигатель «Ленинград» — многооборотный, с распределением посредством клапанного диска, расположенного со стороны задней крышки картера. Вал двигателя размещен на двух шариковых подшипниках, расположенных на большом расстоянии друг от друга. Поршень — с двумя кольцами.
Картер двигателя, отлитый из силумина, объединяет в одном блоке нижнюю часть двигателя и цилиндрическую часть головки воздушного охлаждения цилиндра. В эту часть картера запрессована стальная гильза цилиндра. Поверх картера на винтах крепится ребристая верхняя часть головки с ввинченной в нее запальной свечой. Выхлопные окна размещены с левой стороны цилиндра. Крепится двигатель к моторной раме модели посредством боковых горизонтальных ушек на четырех болтах.
Мощность двигателя «Ленинград» — 1,7 - 1.8 л. с. при 21—22 тыс. об/мин. Диаметр поршня — 25 мм, ход поршня — 20 мм. Вес двигателя — 340 г.
Модель имеет обычную схему, применяемую для скоростных моделей. Выполнена она в основном из дерева, подмоторная рама фюзеляжа —дюралюминиевая. Профиль крыла NACA-23012. Модель имеет мощный киль и несущий профиль стабилизатора, руль высоты размешен на правой половине стабилизатора. Стартует модель с обычного четырехколесного шасси, которое остается на земле. Для зашиты фюзеляжа при посадке снизу в передней части модели имеется металлическая лыжа, а под оперением — костыль в виде киля. Диаметр винта — 200 мм, относительный шаг — 1,5 площадь крыла — 5,83 дм2. Площадь стабилизатора — 2,39 дм2, вес модели — 630 г, нагрузка на крыло — 108 г/дм2. Объем бака для горючего – 60 см3.
Журнал "Моделист Конструктор"
А. КУЗНЕЦОВ, мастер спорте
Дорогой читатель, если тебе понравился материал ты можешь посмотреть и другие публикации о доработке авиамодельных двигателей пройдя по этой ссылке