Способы соединения деталей клепкой
Для соединения разнородных материалов, например металла с деревом, а также, если другие соединения невозможны по конструктивным соображениям, в практике моделизма применяются заклепочные соединения.
Расположение заклепок в заклепочном шве может быть однорядным, двухрядным и многорядным. В последних случаях заклепки ставят в шахматном порядке.
По форме головок различают три основных вида заклепок: с полукруглыми, плоскими и потайными головками. Кроме того, применяются еще и трубчатые заклепки (пистоны).
Стандартные диаметры заклепок приведены в табл. 13.
Стандартные диаметры заклепок.
Схемы заклепочных соединений показаны на рис. 95.
Рис. 95. Схемы заклепочных соединений и последовательность операций при постановке заклепок
Длину заклепки принимают равной толщине склепываемого пакета плюс 1,5 диаметра заклепки для образования замыкающей головки.
Как соединить детали заклепками?
Порядок постановки заклепок следующий:
— размечают центры отверстий под заклепки, затем соединяемые листы плотно прижимают друг к другу и сверлят отверстия, диаметр которых должен быть на 0,1 мм больше диаметра заклепки;
— вставляют заклепку и, поддерживая снизу готовую головку, ударами молотка обжимают материал вокруг заклепки специальной натяжкой, представляющей собой круглый стержень с просверленным в торце его отверстием, диаметр которого несколько больше диаметра заклепки. Натяжка создает более тесное прилегание склепываемых деталей или листов друг к другу. В особенности это важно в случае соединения дерева с металлом;
— поддерживая снизу готовую головку заклепки массивной поддержкой, равномерно расклепывают свободный конец ножки заклепки молотком, стараясь придать ему форму бочонка. Окончательную форму придают замыкающей головке с помощью стальной обжимки, на конце которой имеется углубление, соответствующее форме головки.
Полукруглую обжимку можно сделать следующим образом. Придав отрезку прутковой стали форму, показанную на рис. 96, засверливают в его торце отверстие, по диаметру и глубине равное головке заклепки. Затем, подобрав стальной шарик подходящего диаметра, кладут его на чугунную плиту, накладывают на него отверстием заготовленный стержень и сильным ударом молотка вдавливают шарик внутрь отверстия. При этом шарик оставляет внутри оправки гладкий отпечаток и выравнивает след от конца сверла. Затем конец стержня заправляют и калят с последующим отпуском до желтого цвета.
Если заклепок нет, то их можно изготовить самому из латунной, медной или алюминиевой проволоки. Приспособление для изготовления заклепок показано на рис. 96.
Рис. 96. Обжимки и приспособление для изготовления заклепок
Примерами заклепочных соединений могут служить конструкции, изображенные на рис. 97.
Соединение дерева с металлом заклепками успешно применяют для крепления узлов крыльев на тяжелых летающих моделях, опор управления и т. д. Можно рекомендовать способ приклепывания металлических креплений к фанере с последующим приклеиванием ее к деревянному каркасу.
При соединении дерева с металлом под головку заклепки необходимо подкладывать шайбу, чтобы предотвратить чрезмерное смятие древесины от ударов при постановке заклепки.
Постановка трубчатых заклепок заключается в развальцовке кернером или специальным бородком свободного конца трубки-пистона, как показано на рис. 95.
Рис. 97. Заклепочные соединения в моделях
Источник. Гаевский О. Книга "Авиамоделирование"
Похожие материалы: