Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Чемпионат Мира 1962 года. Рассказ о чемпионах среди гоночных моделей

Юрий Сироткин (стоит) и Борис Шкурский


 

 

ЧМ 1962 год рассказ о чемпионах среди гоночных моделей

ТРУДНАЯ СЛАВА

       Наш век называют не только веком атома, космоса, веком моторов, но и веком скоростей. Быстрорежущие резцы, сверхзвуковые самолеты, быстроходные корабли на подводных крыльях... Каждая область техники может похвастаться достижениями в ускорении самых разнообразных производственных процессов, в достижении новых скоростей. В ногу со временем шагает и моделизм. То, что раньше казалось невероятным, сейчас стало обычным. Обычны стали и высокие скорости гоночных авиамоделей, которыми увлекается сейчас все больше спортсменов.

       ...Наверно, от отца, летчика-испытателя, перешла к Борису Шкурскому любовь к большим скоростям. В каждую новую модель он вкладывал мечту о большой скорости и непременно добивался своего.

     Как и все авиамоделисты, он начал с конструирования схематических моделей, когда ему было только 11 лет. Неоднократно был  чемпионом Московской области и СССР по схематическим моделям планеров. Некоторые его рекорды не побиты и сейчас. Занимался гидросамолетами и таймерными моделями. В 1953 году в Богодухове на всесоюзных соревнованиях Борис выступал с радиоуправляемой моделью, на которой была установлена аппаратура, сконструированная С. Ф. Маликом. Прославленный рекордсмен передавал свой опыт молодому спортсмену. Борису тогда было   16   лет, и он стал чемпионом  СССР.

        В 1959 году он начинает строить гоночные модели. Опыта было мало. Поэтому, когда в Харькове в 1959 году начались отборочные соревнования для укомплектования команды на чемпионат мира, его не пригласили. Но Борис все-таки приехал в Харьков. И вдруг во время тренировок блестящий успех: впервые была выполнена норма мастера спорта. Завоевано первое место. В Харькове Борис встретился с замечательным спортсменом  Юрием  Сироткиным.

       Упорно готовились Борис и Юрий к чемпионату мира. Предстояло помериться силами с гонщиками Бельгии, Чехословакии, Венгрии, Италии, которые имели богатый опыт международных встреч, знали все тонкости гонок, а главное — имели хорошие моторы.

      Дважды: в Венгрии в 1960 году и в Бельгии в 1961 году — советских спортсменов преследовали неудачи. Но на них уже обратили внимание как на опасных соперников. Советских моделистов отличали хорошая физическая подготовка, молодость, спортивный задор, а главное — высокое техническое мастерство. Например, двигатель «Супер-Тигр» G-30 считался непригодным для гоночных моделей. Советские спортсмены модифицировали его, и он стал самым популярным у гонщиков. Однако Юрий и Борис уделяли большое внимание не только двигателю, но и модели, ее аэродинамике. При больших скоростях важно все: борьба идет за секунды. Минимальное время гонок в то время было 4 мин. 58 сек.

       И вот памятное лето 1962 года. Труханов остров — излюбленное место отдыха киевлян — полон народу. Всех привлек оглушительный рев моторов. Первый и второй туры прошли в острой борьбе. Но особенно напряженным был второй. Встретились три экипажа: болгарский, американский и советский. Три модели, ловко маневрируя, стремятся обогнать друг друга, чтобы быстрее закончить гонку; три пилота, стоя в кругу почти рядом, управляют с помощью корд полетом своих ревущих микромашин и одновременно внимательно следят за моделями соседей; три механика, волнуясь, наблюдают за гонкой, готовые в любую минуту прийти на помощь своим  товарищам.   Накал  борьбы усиливается оттого, что каждый чувствует рядом соперника: ведь в финал выйдет экипаж, добившийся лучшей времени гонки. Поэтому каждый хочет выжать из двигателя все возможное. Болгарские спортсмены теряют хладнокровие... Резкая горка, чтобы вырваться вперед, но явное нарушение правил. Однако это не футбол, гонку не остановишь. Штрафовать будут после. А сейчас не только виновнику, всем спортсменам грозит опасность более страшная, чем любой штраф, — катастрофа, если перехлестнутся корды. Как выйти из опасной ситуации? Решают секунды, доли секунды. Ведь скорость 150— 170 км час, а длина корды не более 15,92 м.

         Американский спортсмен-гонщик Стоктон не смог среагировать на эволюцию болгарских спортсменов, корды перехлестнулись, модели разбились. И только одна продолжала летать. Юрий Сироткин, как всегда, спокоен. Умело «пилотируя», он вывел модель из опасной ситуации и успешно закончил гонку с лучшим результатом чемпионата мира — 4 мин. 38 сек. Такого времени еще не добивался никто.

        Даже рев моторов не мог заглушить оваций зрителей.

Гоночная модель Бориса Шкурского и Юрия Сироткина

Гоночная модель Бориса Шкурского и Юрия Сироткина

       Финал прошел спокойно. Судьба его хоть и не была предрешена, но мастерство пилота и механика и здесь сыграло свою роль. На первое место, завоевав звание чемпионов мира, вышли советские спортсмены Юрий Сироткин и Борис Шкурский, на втором оказались тоже советские спортсмены — Виктор Жельман из Ленинграда и Иван Радченко из Харькова (4 мин. 44 сек.).

        Это был триумф советских авиамоделистов. С этого времени на всех международных соревнованиях наши спортсмены  были ведущими  в этом  классе.

       В настоящее время Борис продолжает совершенствовать свое техническое мастерство. Он является тренером сборной команды РСФСР (на IV Спартакиаде она заняла третье место), учится в Московском авиационно-технологическом институте, ведет большую работу по подготовке к серийному выпуску нового советского микродвигателя для гоночных моделей ЦСКЛМ-2,5 см3. Готовит новую модель.

        Я встретился с Борисом Шкурским в Центральном авиамодельном клубе. Там работали когда-то Зюрин, Малик. Клуб воспитал многих талантливых спортсменов. Деловито объяснял мне Борис тонкости гонок, неохотно рассказывал о себе. Простой обыкновенный парень. И что меня больше всего поразило в нем, так это скромность. Может быть, оттого, что авиамоделизм, несмотря на свою 44-летнюю историю, не избалован вниманием прессы, а может быть, оттого, что слава в авиамоделизме  нелегкая слава и добиваются ее благодаря упорному труду, большим знаниям, помощи товарищей, руководителей, поддержке многотысячной армии моделистов, благодаря замечательным традициям советского авиамодельного спорта. Ведь за каждым рекордом стоят коллективный труд и крепкая дружба!

В.  КУЛИКОВ 

Журнал Моделист Конструктор  1967 11