Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Чемпионат мира по кордовым моделям 1988 года.


 

 

Чемпионат мира по кордовым авиамоделям 1988 года. Киев СССР. Кордодром "Чайка"

 

К итогам чемпионата мира по кордовым моделям и моделям-копиям самолетов

ЗОЛОТЫЕ КРЫЛЬЯ «ЧАЙКИ»

Каждый спортивный сезон богат интересными событиями, полон неожиданностей, сюрпризов и — увы, так бывает — разочарований. Авиамодельный спорт подтверждает это правило и щедро дарит новые имена. Не был исключением и мировой форум  авиамодели-стов-кордовиков в столице Украинской ССР городе-герое Киеве, ставший ярким праздником спорта. Он подчеркнул и еще одну истину: в формировании взглядов и характеров спорт обладает столь же безграничными возможностями, как, скажем, литература или искусство. И вслед за Эрнестом Хемингуэем мы имеем право сказать: спорт учит борьбе, а стало быть, учит жизни. Прошедшие состязания дали тому немало примеров.

 

ВМЕСТО ПРОЛОГА

      Это был непростой чемпионат. Не простой прежде всего для его организаторов. Поступило рекордное число заявок — 33. И хотя не все страны смогли прислать авиамоделистов, турнир оказался весьма представительным: более 500 участников из 26 государств. Есть смысл перечислить их все: Австрия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Дания, Испания, Италия, Канада, КНДР, КНР, Нидерланды, Перу, Польша, Румыния, СССР, США, Уругвай, Финляндия, Франция, ФРГ, ЧССР, Швейцария, Швеция.  До начала мирового первенства за рубежом возникали слухи о повышенной радиации, будто бы имеющей место в Киеве. Участники соревнований убедились в их беспочвенности, тем более, что республиканская печать регулярно информировала жителей и гостей украинской столицы о нормальном радиационном фоне в городе. А уж о самом спорткомплексе «Чайка», где проходили соревнования, гости отзывались только в восторженных тонах. И преувеличения в том не было: действительно, сегодня едва ли какая страна имеет лучший кордодром. Вот только бы электроникой его еще «насытить».

      Председатель Оргкомитета первый заместитель Председателя Совета Министров УССР Евгений КАЧАЛОВСКИЙ в интервью корреспондентам журнала отметил:

 

        — Как руководитель Оргкомитета я доволен чемпионатом: он явно удался. Тут было все: и азарт, и борьба, и хорошая спортивная злость, но главное — это был праздник. Сколько зрителей, сколько радостных лиц! Как искренне публика радовалась успехам спортсменов и нашей и других стран... У меня такое впечатление, что все жили здесь словно одна команда, и каждый чувствовал: это — его чемпионат. Спортивный комплекс «Чайка», на мой взгляд, идеальный стадион для подобных турниров. Кстати, мне довелось увидеть кордодром во всей красе с высоты птичьего полета — я облетел его... на мотодельтаплане...

        А затем председатель Оргкомитета окончательно покорил журналистов, добавив, улыбаясь, что имеет права на управление автомобилем, тепловозом и электровозом... Так что во главе Оргкомитета стоял не только член правительства, а человек, которому не чужда техника и которому интересы авиации близки и понятны.

 

ЗАПРОГРАММИРОВАННАЯ ПОБЕДА?

         Удивительные бывают совпадения. Еще в конце прошлого года, просматривая список кандидатов в сборную Советского Союза, мы обратили внимание на состав команды по моделям-копиям:  Владимир Федосов (Киев),  Александр Павленко (Новосибирск) и Владимир Булатников (Москва). Прошел чемпионат мира — и что же? Расчет тренеров оказался верным: именно в таком порядке и расположились спортсмены на пьедестале почета. Убедительная победа! Естественно, столь блестящее выступление предопределило и командный успех советской сборной, а ее лидер Владимир Федосов стал сильнейшим уже в третий раз подряд! У киевлянина лучшая стендовая оценка, да и в выполнении полетной программы ему равных не нашлось. Высоко была оценена и новинка, использованная Федосовым,   —   винт   изменяемого   шага,   что позволяет осуществлять обратную тягу и обеспечивает движение самолета задним ходом.

       Относительно невысокая стендовая оценка В. Булатникова, к сожалению, вывела опытного спортсмена из равновесия, что, естественно, сказалось на его дальнейшем выступлении. И все же оно хорошо было принято зрителями. Причем понравился не только красивый пилотаж, но и поведение «летчика» в кабине модели. Вот он по команде с земли выпустил ленту с надписью «Комсомолец — на самолет!», затем выбросил множество мелких листочков бумаги, словно пачку листовок. На очередном круге полета «летчик» помахал зрителям рукой, а после мягкой посадки поднял в приветствии обе руки. Словом, не сидел недвижимой куклой, а четко выполнял заданную программу.

       Всего в состязаниях приняли участие 22 копииста из 8 стран. Уровень их подготовки заметно разнился. Стендовые оценки, например, у одних составляли 1800 и более очков, у других — менее 900. Оценки в турах также имели широкий диапазон — от 1729 до 255. Слабее других выступили представители   Болгарии,   Румынии,   Испании.

 

         Что характеризовало состязания копиистов? Рассказывает победитель мирового чемпионата Владимир Федосов.

 

    — На мой взгляд, главное — это то, что почти девяносто процентов представленных моделей — новые. Сложнее они не стали, но качество их заметно улучшилось. Не менее важно и другое — все команды, за исключением Испании, выступали полными составами. А растет количество участников, возрастает и конкуренция. Она становится жестче. Вступают в силу и субъективные факторы. В частности, большую роль обретает стендовая оценка. Считается, что она составляет 50 процентов успеха. Думаю, более правильной была бы цифра 40 процентов. А уж остальные очки добирать надо непосредственно на полете модели. Конечно, ограничение кордом сковывает полет, снижает  его  реализм. Не случайно именно сейчас приобретают все большую популярность радиоуправляемые модели, за которыми, верю, будущее.

       Для меня это не первые международные соревнования. Я могу сравнивать. По представительности, организации соревнований аналогов не вижу. Я стараюсь быть максимально объективным. Впрочем, именно таким — оговорюсь, с моей точки зрения, — было судейство в нашем виде состязаний. Его осуществляли представители Великобритании, Франции, СССР, Голландии, Польши. Добавьте сюда корректность борьбы, ее бескомпромиссность. Это не мешало нам сохранять дружеские отношения, и в частности, с авиамоделистами США, которые сделали серьезный шаг в своем совершенствовании, привнесли, если можно так выразиться, свежесть мышления, создали немало новых прототипов самолетов. Второе место в командном зачете — большой успех американских спортсменов. А третьими, проявив волю и характер, стали польские авиамоделисты.

 

 

И ВЕЧНЫЙ БОИ...

      Наибольший зрительский интерес вызвали соревнования мастеров воздушного боя. Их собралось немало — 43 человека из 17 стран. И напряжение борьбы, пожалуй, не сравнить ни с каким другим видом состязаний на этом чемпионате. Казалось бы, все ясно: поединок, в круге два спортсмена. Но это не просто спортивный поединок. Здесь и борьба нервов, и испытание воли, способности мобилизовать себя. Всего 4 минуты длится бой — и ни одного похожего мы не видели. Каждая секунда, да что секунда — доли ее требуют мгновенной реакции на изменение воздушной обстановки. А это предполагает мастерское управление моделью, умение вовремя уйти от стремительных атак соперника.

      После двух туров число претендентов на награды сократилось на десять человек, после третьего — еще на двенадцать. К пятому туру осталось двенадцать соискателей медалей (к сожалению, именно в нем прекратили борьбу Вячеслав Беляев и Олег Дорошенко). А в 7-м туре получили право продолжать борьбу всего пять человек, в том числе двое наших — Борис Фаизов и Николай Нечеухин.

       Борис Фаизов в день финальных состязаний выступал с истинным вдохновением. Он и до этого не знал поражений. У Нечеухина и Нилла Гилла (Великобритания) в протоколе уже значилось по одному. Но вот терпит еще одну неудачу Гилл, и у Нечеухина появляется шанс спасти свою «партию»: для этого надо выиграть у Фаизова и тогда   —   дополнительный   поединок,а значит, и шанс на победу, возможность стать уже двукратным чемпионом мира. Бой этот держал в напряжении не только зрителей, но, как потом выяснилось, и арбитров. Да и у спортсменов нервы на пределе. И как следствие — модели сталкиваются в воздухе. Но пилоты быстро запускают их вновь. Отрубы следуют один за другим... Поединок шел на громадных скоростях, и, право, трудно было уследить за всем. Когда же прозвучала команда: «Финиш!», на табло горели цифры, которые свидетельствовали, что соперники совершили по 4 отруба, а на столике судейской коллегии значились цифры 3 и 4. Кто же победил? Начались судейские совещания, подключились члены жюри, а публика напряженно ждала. И вот, наконец, вердикт вынесен: победил Борис Фаизов, а это значит, что он новый чемпион мира. Но теперь неясно, кто же серебряный призер? Предстоит перебой между Нечеухиным и Гиллом. И вот здесь уже настоящего поединка не получилось.

        В конец расстроенный Нечеухин никак не мог взять себя в руки и в итоге — поражение. Конечно, обидно и досадно — бронзовая медаль. Но теперь уже экс-чемпион мира держался достойно. После награждения он скромно стоял в толпе спортсменов. Услышав, что очаровательной голландке Монике Вак-керман как единственной женщине — участнице чемпионата присужден поощрительный приз (кухонный комбайн), Нечеухин подбежал к девушке, подарил ей цветы (где были остальные рыцари?) и, взвалив тяжелый приз на плечи, отнес его к месту расположения голландской делегации.

       Можно сделать краткие выводы. Техника боя стала другой. Если раньше советские спортсмены выигрывали за счет технической вооруженности, то теперь зарубежные спортсмены ничуть не уступают нам в этом, а кое в чем и превосходят. И поэтому сейчас на поле боя все решает сам спортсмен, и только он. Побеждает тот, у кого выше мастерство и умение, тверже нервы.

 

ГОНКА — ВИХРЬ!

        Соперничество на гоночном старте было, пожалуй, особенно напряженным. По динамике и накалу борьбы только «воздушный бой» превзошел то, что происходило на кордодроме гонок.       

        Зрители бурно реагировали на ход состязаний: аплодисментами награждали дружную и слаженную работу экипажей.

        Соревновались 47 пар из 18 стран. С первых стартов лидерство захватили советские гонщики. Москвичи Юрий Назин и Олег Воробьев пролетели 100 кругов за 3'21,2", тем самым задав тон. Второй тур выявил преимущество Юрия Шабашова и Владимира Иванова из Невинномысска — 3'17,8", что превышает официальный мировой рекорд. По результатам двух туров в полуфинал вышли 9 экипажей — четыре советских, итальянский, английский, американский, шведский и китайский. Предсказать исход будущей борьбы особого труда не составляло — не только специалисты, но и зрители видели заметное превосходство советских спортсменов. И их предположения оправдались. В финал пробились только три наших экипажа: Виктор Барков — Владимир Сураев  из Харькова  и  уже упоминавшиеся Шабашов — Иванов, Назин — Воробьев.

        Спор трех сильнейших гоночных «спарок» обещал быть интересным. Еще бы: моделям предстояло пролететь 200 кругов, совершить несколько промежуточных посадок. Здесь нужна высокая слаженность в работе пилота и механика — дорога каждая секунда.    -- Плотным кольцом окружили зрители оградительную сетку. Внутри, на асфальтированном «пятачке> — экипажи. Тишина. Звучит команда, и в то же мгновение зарокотали двигатели. Старт! И закружились пилоты в своеобразном танце. Каждый старается опередить другого хотя бы на полшага, но тщетно. Исключительно четко действуют механики. По их команде проводятся промежуточные посадки. Секунда-другая, и дозаправленный двигатель снова заработал, модель словно вспорхнула с руки и отправилась в дальнейший полет. И все-таки один сбой произошел — механик не успел подхватить приземлившуюся машину, и она прокатилась лишний круг. Ушли дорогие секунды. Они и определили Назину и Воробьеву третье место. На втором Шабашов — Иванов. К сожалению, этому экипажу явно не хватило опыта для победы. А чемпионами мира второй раз подряд стали Виктор Барков и Владимир Сураев, которым именно большой опыт помог не только победить, но и показать время лучше официального мирового достижения — 6'42,0".

       Состязания «гонщиков  выявили высокий уровень подготовки большинства спортсменов. Неплохие результаты, достигнутые прежде всего благодаря гибкой тактике гонок, показали отдельные экипажи Италии (лучшее время — 3'28,5"), Великобритании (3'29,3"), США (3'30,5"), Швеции (3'31,4"). Уверенно выступили спортсмены Китайской Народной Республики, занявшие второе общекомандное место.

       И все же были и досадные промахи. Некоторые участники гонок не выдерживали накала борьбы, намного отставали от соперников, а то и просто сходили с дистанции. Более чем за 4 минуты заканчивали полет спортсмены Польши, Австрии, ФРГ, Уругвая, Испании, Аргентины. Два испанских и один итальянский экипажи так и не смогли осилить 100 кругов и в обоих турах получили нули.

 

КАК ДОГНАТЬ КАЛМЫКОВА?

       Скорость... Какой спортсмен не мечтает придать своей модели как можно большее ускорение. В последние годы заметных успехов добились в этом советские кордовики. На чемпионате мира 1986 года новосибирцы Александр Калмыков и Сергей Пицкалев успешно штурмовали рубеж в 290 км/ч. А через год на европейском турнире Пицкалев улучшил результат — 295,1 км/ч. Чем смогут ответить моделисты, собравшиеся на чемпионат в Киеве?

      Первый же тур показал, что приятных сюрпризов будет немало. И ожидания оправдались: Пицкалев достиг скорости в 297,5 км/ч. Сергей Щелкалин улучшил его показатель — 299,5 км/ч.      

        Но особое внимание привлекло выступление А. Калмыкова. И, как выяснилось, не зря — его модель развила скорость 301,76  км/ч.  Это достижение никто не смог улучшить, а сам Александр в третьем туре повторил его. Он заслуженно стал чемпионом мира в этом классе моделей. Ему первому на официальных соревнованиях удалось преодолеть 300-километровую отметку скорости. Близко к ней смогли приблизиться лишь советские моделисты Щелкалин и Пицкалев. На наш взгляд, стоит отметить и выступление западногерманского спортсмена Гюнтера Розенхана, установившего национальный   рекорд    —    270,88   км/ч.

         Успех советских скоростников случайным не назовешь. Они много и плодотворно работают над созданием и совершенствованием микродвигателей для своих моделей. В творческом содружестве трудятся А. Калмыков и С. Пицкалев. Их достижения по совершенствованию двигателей малой кубатуры отмечены авторскими свидетельствами. Заметную прибавку в скорости дало применение ими резонансной трубы. Поиск наиболее эффективных путей улучшения двигателя позволил добиться мощности в 2 л. с. при 36 тысячах оборотов в минуту — а ведь объем двигателя всего 2,5 см3!

           Борьба скоростников была напряженной, хотя наши спортсмены оставались вне конкуренции и уже в первый день «распределили» между собой призы. Поэтому неудивительно, что командная победа сборной СССР в этом виде состязаний оказалась более чем убедительной. Заметим, что из 35 спортсменов лишь 12 смогли показать скорость более 280 км/ч. Моделисты Канады, Болгарии, Франции и Италии не смогли выйти на рубеж и 260 км/ч.

 

РАСЧЕТЫ И ПРОСЧЕТЫ F2B

        Первенство в классе пилотажных моделей оспаривали 54 спортсмена из 22 стран. Как и ожидалось, основная борьба развернулась между советскими, китайскими, американскими, итальянскими, венгерскими и чехословацкими мастерами. В первом туре выявились лидеры — Чжан Сяодун и Ван Цэяньжун (КНР), Джеймс Кейзел и Пол Уолкер (США) и наш Анатолий Колесников. В последующие дни никто так и не смог их опередить.

        Очки в этом виде соревнований добывались трудно. Строгие судьи внимательно следили не только за правильностью, но и чистотой выполнения элементов высшего пилотажа. Двойной переворот на горке, полет «на спине», квадратные, треугольные и обратные петли, вертикальные и горизонтальные восьмерки — эти и другие фигуры следовали одна за другой в едином ритме. Коэффициент сложности отдельных элементов достигал цифры «восемь».

      В первом туре лучший показатель имел Ван Цзяньжун (2988 очков), во втором Чжан Сяодун набрал 3006 очков, всего очко уступил ему Анатолий Колесников. В финал вышли пятнадцать моделистов, и борьба между ними приобрела особую остроту. В двух финальных стартах из трех лучшим был Колесников, но этого оказалось недостаточно, чтобы возглавить турнирную таблицу. Пришлось довольствоваться вторым местом, а на первую строчку в протоколе по лучшей сумме очков вышел Чжан Сяодун. Он и стал чемпионом   мира. Бронзовый призер — Ван Цзяньжун. Три китайских спортсмена вошли в шестерку лучших, что и позволило им одержать заслуженную победу в командном зачете.

       Оценивая в целом итоги пилотажных стартов, следует отметить, что модели многих спортсменов отличались хорошим техническим исполнением и высокими аэродинамическими качествами. Но не только тип модели определял исход состязания, а мастерство пилота, искусство пилотирования. На результат, случалось, сильно влияли и недостатки в морально-сихологической подготовке. Некоторые, даже очень опытные спортсмены допускали серьезные ошибки в выполнении комплекса фигур. Не хватало порой мастерства и умения отдельным пилотажникам Испании, Швеции, Перу, а некоторые не смогли набрать за полет даже 2000 очков.

 Чемпионат мира 1988 года


кордовая модель самолета

Кордовая пилотажная модель КА-10

 

 


кордовая модель самолета

 

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

        В целом выступление сборной СССР следует признать успешным, особенно в условиях обострившейся конкуренции. Правда, иные максималисты могут возразить: на прошлом чемпионате в Венгрии достижения были куда более значимыми — советские представители первенствовали во всех классах да еще уверенно выиграли в Норвегии состязания по кордовым моделям-копиям самолетов. Но в спорте всегда первым не будешь. Да и потом просто неинтересно было бы каждый раз видеть на пьедестале представителей одной страны.

       На сей раз сборная Советского Союза испытала неудачу в классе пилотажных моделей: здесь победила сборная КНР. Некоторые горячие головы среди специалистов и части зрителей усмотрели в этом необъективность судей. Подобные высказывания лишены каких-либо оснований, хотя именно в этом виде состязаний субъективный фактор преобладает в судействе.

         Но надо отметить главное: китайские спортсмены с 1984 года, когда они победили на чемпионате мира в США (советские спортсмены в нем не участвовали), постоянно совершенствуют мастерство. А упорства и терпения китайским мастерам не занимать. И потому, не боясь ошибиться, констатируем: представители Китайской Народной Республики заняли передовые позиции в авиамоделизме всерьез и надолго. Что ж, тем острее будет борьба, тем жестче соперничество, от которого только выиграет авиамодельный спорт.

        Международная авиамодельная комиссия (СИАМ) ФАИ объединяет 56 стран. В киевском чемпионате участвовали команды 26 стран. Это чуть меньше пятидесяти процентов. Казалось бы, мало. Но дело в том, что рост популярности авиамодельного спорта не поспевает за ростом мастерства лидеров. Многие еще только делают первые робкие шаги и потому соперничать на равных с грандами авиамоделизма не могут. Но это — сегодня. А завтра вчерашние ученики сами могут выйти в лидеры мирового авиамоделизма. И готовым к этому надо быть уже сегодня.

           Сборная СССР — одна из самых молодых на чемпионате. Это радует, поскольку говорит о хорошей перспективе на будущее. Во многих других командах можно было встретить немало представителей старшего поколения. И это тоже можно только приветствовать — ведь авиамодельный спорт позволяет до преклонных лет сохранять людям бодрость и здоровье. И приятно видеть, что соревнуются люди — в удовольствие, для них это подлинный праздник.

      В этой связи хочется сделать один упрек в адрес наших спортсменов. Уж больно мрачными, насупленными, отрешенными выглядели они и на стартовой площадке, и даже на параде... Все таки это  спорт,  а не битва на поле брани.

        Состязания в Киеве дали богатую пищу для размышлений тренерам, спортсменам, конструкторам моделей. Впереди — очередной чемпионат, который состоится во Франции.  

       Кстати, там же в 1991 году планируется провести Игры Икара — своеобразную авиационную Олимпиаду. Так что прощай и здравствуй, праздник спорта!

Лев КУЛЕШОВ, Григорий ПОЛЯКОВ, наши спец. корр. Киев—Москва

 

 

СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Чемпионат мира по кордовым моделям. Киев, 7—12 августа 1988 года. Спортивный комплекс «Чайка».

 

F2A

  1. А. Калмыков (СССР) — 301,76;
  2. С. Щелкалин (СССР) — 299,50;
  3. С. Пицкалев (СССР) — 299,00;
  4. Ш. Сегеди (ВНР) — 294,35;
  5. С. Костин (СССР) — 293,39;
  6. Й. Мульт (ВНР) — 287,08.

F2A    Командные результаты:

  1. СССР — 891,89;
  2. ВНР — 862,02;
  3. КНР — 833,40;
  4. США — 830,07;
  5. ПНР — 823,32;
  6. Великобритания — 819,60.

 

F2B: 

  1. Чжан   Сяодун   (КНР)   —   6126;
  2. А. Колесников (СССР) — 6083;
  3. Ван Цзяньжун (КНР) — 6034:
  4. Д. Кейзел (США) — 5940;
  5. П. Уолкер (США) — 5861;
  6. Лю Цзянь (КНР) — 5842.

Командные результаты F2B:

  1. КНР — 18002;
  2. СССР — 17561;
  3. США — 17496;
  4. ВНР — 16647;
  5. Италия — 16074;
  6. ЧССР — 15834.

 

F2C:

  1. В. Барков — В. Сураев (СССР) — 6'42,0";
  2. Ю. Шабашов — В. Иванов (СССР) — 6'42,9";
  3. Ю. Назин —0. Воробьев (СССР) — 6'56,7";
  4. Д. Вог-нера — А. Росси (Италия);
  5. С. Смит — К. Браун (Великобритания);
  6. Д. Холфел-дер — Т. Гиллиот (США).

Командные результаты F2C:

  1. СССР — 10'09,0";
  2. КНР — 10'54,1";
  3. Нидерланды — 1Г07,2";
  4. США — 11'13,3";
  5. Швеция — 11'18,4";
  6. Великобритания — 11'24,3".

F2D:

  1. Б. Фаизов (СССР);
  2. Н. Гилл (Великобритания);
  3. Н. Нечеухин (СССР);
  4.  Л. Ваккерман (Нидерланды),
  5.  Т. Флукер (США);
  6.  Т. Форсе (Финляндия),
  7. Т. Мейзлик (ЧССР),
  8. С. Моллер (Дания).

 Командные результаты F2D:

  1. СССР;
  2. США;
  3. Великобритания;
  4. Дания
  5. ПНР,
  6. ЧССР.

F4B:

  1. В. Федосов (СССР, Ан-28) — 3625;
  2. А. Павленко (СССР, Ли-2Т) — 3481,5;
  3. В. Булатников (СССР, АИР-1) — 3386,5;
  4. М. Казирод (ПНР, Злин-5ОL) — 3124;
  5. Д. Перез (США, Пайпер Т. С.) — 3110;
  6. Р. Трулов (Великобритания, Не-51В) 2686.

Командные результаты F4B:

  1. СССР — 10 493;
  2. США — 7866,5;
  3. ПНР — 7694;
  4. Великобритания — 7275,5;
  5. ЧССР — 6716,5;
  6. НРБ — 6641.

 

 

 

Фотографии с чемпионата мира 1988 года.

 

кордовая модель самолета


 


кордовая модель самолета


кордовая модель самолета


кордовая модель самолета


кордовая модель самолета


кордовая модель самолета


кордовая модель самолета


кордовая модель самолета


кордовая модель самолета


кордовая модель самолета


кордовая модель самолета


кордовая модель самолета


кордовая модель самолета


кордовая модель самолета


кордовая модель самолета


Чемпионат мира 1988 года по кордовым моделям. Киев СССР


 

Продолжение статьи читайте в  Часть 2. Техника чемпионат мира 1988 года по кордовым моделям.

Похожие материалы:

        Чемпионат мира 1960 года по кордовым авиамоделям Будапешт, Венгрия

        Чемпионат Мира 1962 года. Рассказ о чемпионах среди гоночных моделей

        История авиамоделизма, фото коллаж из 1964 года

        Интервью Боба Гизеке чемпиона мира 1974 года.

        Абсолютный рекорд скорости 1962. Двигатель Ленинград

        Интервью с Ричардом Корнмайером (Richard Kornmeier) Чемпионом Мира 2010 года