Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 


 

БОЙЦОВКА «ЮНИОР» под двигатель 1,5 см.куб

        Разработанная и всесторонне испытанная в нашем кружке новая авиамодель подкласса 1,5 см3 оказалась весьма удачной. Для нее свойственно хорошее сочетание устойчивости полета и высокой управляемости, а также широкий предел регулировок этих параметров. Модель стала для нас попросту незаменимой, так как она с успехом выполняет функции летающего тренажера начинающего кордовика, неплохо подходит для тренировок более опытных и в полной мере отвечает требованиям мальчишек-спортсменов, выступающих даже на ответственных соревнованиях. Сразу же отметим, что бойцовка имеет весьма неплохие прочностные характеристики, а при серьезных авариях последующий ее ремонт не представляет никаких проблем. Кроме того, при полусерийном изготовлении подобных аппаратов в условиях кружка оказывается, что новая разработка достаточно технологична.

 

Бойцовка юниор

Общая схема кордовой авиамодели под двигатель внутреннего сгорания рабочим объемом 1,5 см3.

 

        Бойцовка, которой кружковцы в конце концов присвоили название «Юниор», имеет стандартную общую схему — летающее крыло с небольшим вынесенным рулем высоты. Последний с помощью неподвижного элемента, который некоторые называют «стабилизатором», навешивается на балке-«прищепке», которая, в свою очередь, одним винтом крепится на центральной нервюре крыла. Последнее легкоразъемное сочленение сделано так, что для его сборки или демонтажа достаточно пары минут. Это может пригодиться и на соревнованиях, и на тренировках, когда возникает необходимость в замене легкоранимого оперения.

         Крыло, хотя и выполнено по распространенной схеме с пенолобиком, имеет ряд особенностей. Опыт работы в кружке доказал, что типовой вариант с цельным пенопластовым лбом профиля трудно воспроизводим руками мальчишек. Поэтому мы перешли к сборке лба из двух одинаковых пенопластовых панелей, между которыми вклеиваются также пенопластовые пенонервюры и сосновая передняя кромка. Несмотря на лишнюю операцию склейки, новый вариант пенолобика выигрышнее как по массе, так и по технологичности. Дело в том, что панели гораздо проще вырезать термолобзиком с требуемой точностью профилировки сечения, а после склейки лобик не нуждается в допрофилировке. Для мальчишек также гораздо проще монтаж из пластинчатого монолонжерона, чем в классическом варианте с врезкой двух отдельных полок. В нашей конструкции лонжерон представлен сосновой рейкой сечением 2x45 мм с вырезанными окнами облегчения в концевых зонах. В крайнем случае этот элемент можно выпилить из двухмиллиметровой фанеры. Однако тогда придется очень внимательно отнестись как к разметке, так и к выполнению окон — иначе лонжерон окажется перетяжеленным, а в другом случае — слишком ослабленным. В любом варианте пластина центральной части крыла дублируется аналогичной лонжерону накладкой «размахом» в два пролета между нервюрами. Это усиление необходимо, так как основной лонжерон оказывается надрезанным при монтаже.

      Конструкция центральной нервюры понятна из приведенных рисунков, а промежуточные — одинаковые и могут быть сделаны из липы толщиной 3 мм, двухмиллиметровой фанеры (вплоть до строительной толщиной 3 мм) или бальзы толщиной 4—5 мм. В зависимости от материала и его прочности эти детали облегчаются. При этом нужно учитывать, что в передней части нервюр должно остаться по два хвостовика, входящих при сборке в соответствующие пропилы в монолонжероне. Такая схема приводит к небольшому ослаблению самого лонжерона. Однако его высота столь велика, что пропилы оставляют общую прочность крыла во вполне допустимых границах. Концевые нервюры полностью соответствуют по типу промежуточным, отличаясь от них лишь глухой обшивкой листовой древесиной или фанерой с внешней стороны крыла. Задняя кромка, не имеющая надрезов или пропилов, при сборке вставляется в прорези хвостовиков всех нервюр.

 

Силовая часть модели и центральная нервюра крыла

  

        Перед монтажом подготовленных элементов крыла в единое целое желательно провести контрольную бесклеевую сборку. Она позволит еще раз уточнить стыкуемость деталей, а также избежать лишней работы по врезке дополнительных узлов в готовую конструкцию. Особенно внимательно отнеситесь к зонам моторамы и монтажа бака (на этом этапе он должен быть уже готов). Имейте в виду, что такие узлы, как сборный пенолобик, вся центральная нервюра (можно без качалки управления) и концевые нервюры, склеиваются предварительно. Если все в порядке — разводите эпоксидную смолу и собирайте крыло.

        Приведенный на рисунках вариант цельноповоротного руля высоты соответствует достаточно легкому двигателю. При тяжелом руль для балансировки модели можно запроектировать хоть фанерным. Однако лучше всего массу руля и его конструкцию подобрать по готовой бойцовке, в зависимости от требований к центровке и, следовательно, к управляемости.

       Балка-прищепка известной спортсменам-бойцам схемы. Единственное, на чем нужно остановиться,— это метод ее сборки. Для того чтобы фанерные «усы» прищепки хорошо стыковались с центральной нервюрой, полезно изготовить шаблон в виде центрального сечения крыла и только с его помощью склеивать детали балки в единое целое, с обмоткой переднего стыка капроновыми нитками. После снятия с шаблона «усы» прищепки сойдутся наполовину, зато при прикреплении к крылу они хорошо совпадут с профилем центральной нервюры. Ширину фанерных панелей балки лучше откалибровать — тогда все запасные узлы оперения будут хорошо и надежно стыковаться с фиксаторами-накладками, приклеенными к задней кромке крыла, и только тогда фиксация одним винтом окажется более чем надежной.

 

 

       Готовый каркас модели отшлифовывается наждачной бумагой, за исключением пенопластовых элементов. Пенолобик оклеивается писчей бумагой или, что лучше, крафт-бумагой, на казеиновом клее или на ПВА (конечно, разведенном). После высыхания лобика крыло обтягивается лавсановой пленкой средней толщины, а незащищенные деревянные детали тщательно лакируются эмалитом или его аналогами.

       Проверочная балансировка бойцовой должна на первых порах быть в пределах 15—20% от хорды крыла (то есть в границах 35— 45 мм от его передней кромки). Указанные на чертежах места выхода тросиков управления из полости крыла соответствуют требованиям к учебной модели и двигателю средней мощности. По мере накопления опыта и увеличения мощности двигателя можно перенести эти места немного вперед.

В. НИКОЛАЕВ, руководитель кружка

Моделист Конструктор 1995 10

 

 

       Похожие материалы 

Резервы F2D I Простая модель для воздушного боя

Модель "воздушного боя" под Марз-2,5

Маневренность или скорость? I Дракон F2D