Рисунок 15. Конструкции поршней
Конструкции поршневых групп
Поршень
Поршень. Поршень является важнейшей деталью двигателя и служит для всасывания и сжатия рабочей смеси, распределения рабочей смеси внутри цилиндра двигателя, а также воспринимает давление газов в камере сгорания.
К поршню двигателя предъявляется ряд требований, к которым относятся: прочность и легкость; возможность получения высокой чистоты обработки; антифрикционность.
Поршни двигателя бывают с поршневыми кольцами и гладкие. В первом случае лучшим материалом для изготовления служат алюминиевые сплавы марок В95, АК4-1, Д16Т или литейные сплавы АЛ5, АЛ9. Для двигателей с гладким поршнем последний рекомендуется изготавливать из следующих марок материалов: чугун СЧ21-40, чугун ХНВ, чугун МН и др. Поршни, изготовленные из этих материалов, максимально облегчаются и по наружной поверхности обрабатываются до чистоты ∆7, ∆8 (из алюминиевых сплавов) и ∆9, ∆ 10 (из чугуна). Поршень должен обладать высокой теплопроводностью, т. е. быстро отводить тепло, не подвергаясь значительным деформациям, способным вызвать заклинивание в гильзе.
Антифрикционность определяется применяемым материалом. Материал поршня должен хорошо удерживать масляную пленку во время работы или содержать в большом количестве свободный графит, что значительно снижает механические потери на трение пары гильза—поршень. Поршни имеют различное конструктивное оформление, что определяется назначением двигателя и типом его продувки.
Так, например, для двигателей с пересекающейся или поперечной продувкой используются поршни, показанные на рисунке 15. Это поршни с дефлекторами. В двигателях с петлевой продувкой или продувкой Шнюрле используются поршни со сферическими или плоскими днищами.
Гильза
Гильза. Гильза совместно с поршнем составляет поршневую группу двигателя. Так называемая "пара". Гильза, изготовленная с охлаждающими ребрами, называется цилиндром двигателя. Гильзу (или цилиндр) обычно изготовляют из стали марок ШХ15, ЗОХГСА, 38ХА, А12 и др. Поверхность ее имеет высокую чистоту обработки (∆ 10, ∆ 11) и подвергается термообработке до твердости HRC45-60 (по Роквеллу), иногда азотируется или хромируется в зависимости от применяемого материала; если гильза изготовлена из стали А12, то термообработке она не подлежит.
Высокая чистота обработки внутренней поверхности гильзы и минимальное отклонение от цилиндрической формы достигаются ручной притиркой, являющейся заключительной операцией обработки детали. Гильзы бывают со сквозными перепускными и выпускными окнами, а также с окнами, имеющими перемычки.
Рисунок 16. Гильза цилиндра
Первые применяются, как правило, на двигателях с гладким поршнем (рис. 16), вторые — на двигателях с поршневыми кольцами (рис. 17). Перепускные окна гильз могут быть самой разнообразной формы: круглые, овальные, прямоугольные и т. п., а также со скосами к обеим кромкам (ламинарная продувка) и без них.
Похожие материалы: