Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Ресурс авиамодельного двигателя


 

 

Ресурс авиамодельного микродвигателя 

 

      Ресурс — время, в течение которого двигатель надежно работает и запускается. Ресурс модельных двигателей составляет от долей часа до нескольких десятков часов в зависимости от назначения двигателя и условий его эксплуатации. Наименьшим ресурсом обладают скоростные двигатели, для которых важнейшим параметром является мощность; за счет сокращения ресурса в некоторых случаях поднимают мощность (в таких двигателях не применяют поршневые кольца и износостойкие втулки на нижних головках шатуна).

       Резко сокращает ресурс двигателя работа в пыльной атмосфере. Частицы пыли быстро выводят из строя поршневую группу двигателя. В случае посадки модели на вспаханную землю необходимо тщательно удалить попавшую в двигатель землю, промыв его в бензине или спирте.

       В процессе работы мощность двигателя меняется. На рисунке  приведена типичная зависимость изменения мощности двигателя от времени его работы. На форму этой кривой влияет большое число факторов; к ним относятся конструкция двигателя, его назначение, состав топлива, используемые материалы и многое другое. Условно эту кривую можно разбить на участки. На первом участке двигатель развивает недостаточную мощность, которая увеличивается по мере приработки деталей. Этот участок (I) называется приработкой двигателя. Начальную приработку проводят на испытательном стенде и оканчивают на модели. После приработки мощность двигателя продолжает увеличиваться (II участок) за счет окончательной приработки. При дальнейшей работе двигателя достигается максимальная мощность (III участок), которая сохраняется постоянной некоторое время. На этом участке двигатель целесообразно использовать для достижения максимальных результатов (спортивных или рекордных).

       Дальнейшая эксплуатация двигателя приводит к понижению мощности, что является следствием износа деталей, образования нагара и т. п. (IV участок). На этом участке двигатель имеет худшие пусковые качества, но может быть использован для неответственных запусков.

При дальнейшей эксплуатации и появлении неудовлетворительных пусковых качеств двигателя требуется произвести его ремонт, замену изношенных деталей. 

Ресурс большинства модельных двигателей производимых в СССР указывался как 6 часов. Моторы где была использована "цветная пара" ABC пара работали дольше.

 

Практические наблюдения за ресурсом микродвигателей

Приведу примеры эксплуатации моторов из своей практики.

OS MAX 25 FP 1984 года с черной парой, мой налет составил не менее 25 часов, после чего компрессия села, хотя мотор запускался и работал, особенно хорошо запускался при использовании 10% нитрометана в топливной смеси. Мотор эксплуатировался новичком на учебных и тренировочных моделях, был освоен  пилотажный комплекс. Топливо использовалось разное от хорошего с 10% нитры до очень старого и почти не кондиционного.

OS MAX 20 FP 1984 года модель. С черной парой, налет в часах я не вел, но летал активно 3 года, после этого компрессия подсела, мотор продолжаю эксплуатировать. Мотор в основном использовался на модели Primary Force сначала с винтом Master Airscrew 10x6 а в последующем с трех лопастным Master Airscrew 8х6

OS MAX 40 FP модель 1984 года. С черной парой, налет в часах не мерил, но активно летая используется четвертый год. Компрессия заметно не поменялась, двигатель стабильно работает. Спустя 5 лет полетов, пара таки подсела, запуск ухудшился.

OS MAX 46 LA  на просторах интернета встречается информация  о том что пара бегает около 45 часов до падения компрессии. Я же встречал моторы где почти весь никель слез и компрессия была не хуже чем у нового мотора. 

 

Факторы влияющие на увеличение ресурса микродвигателя

 1) Правильная обкатка микродвигателя. Обкатка мотора играет очень важную роль в подготовке к работе микродвигателя. Моторы OS MAX серии FP 1984 года с черной парой, превосходно работают с минимальной обкаткой проходящей прямо в воздухе на средних оборотах. 

 2) Правильно составленная топливная смесь. Рецептов топлива очень много, особенно касательно дизельных моторов. Самый популярный КМД-2,5 работает с очень разными рецептами топлива. Очень важно использовать минимально требуемое количества масла. Если речь о калильных двигателях с черной парой то тут массовая доля касторового масла может достигать от 23 до 27%. Моторы с цветной парой используют меньше касторового масла как правило 20% и менее. Так же используется практика смешивания касторового масла с высококачественным синтетическим для двухтактных моторов. Пропорция смешивания обычно 50/50%.

3) Условия эксплуатации микродвигателя. Если вы летаете на асфальто бетонном покрытии то нередко при аварии модели двигатель получает механические повреждения. Порой эти повреждения фатальны и требуется замена мотора, картера или других частей. В полевых условиях при аварии двигатель всего лишь зарывается в землю. Во внутреннюю полость попадают частички песка, земли. В таком случае, мотору требуется промывка или разборка с промывкой.  При полетах в местах с повышенным содержанием пыли, износ так же ускоряется.

4) Режим эксплуатации. Как правило моторы у кордовых авиамоделистов пилотажников живут годами вместе с моделью. В то время как у радистов мотор может закончиться относительно быстро, несколько десятков часов налета. Все дело в том, что в пилотажных моделях мотор работает в одном комфортном режиме 10500 об.мин. 11000 об.мин. В то время как у радио любителей мотор работает от 2,500 об.мин до своих максимальных значений 15000-16000 тыс. об. 

5) Бережное обращение с техникой. Да действительно такой фактор тоже имеет место быть. Нередки случаи когда прикладывают чрезмерное усилие для вворачивания калильной свечи и срывается резьба в головке цилиндра. Так же, если мотор после полетов не мыть и оставлять на длительное время он может заклинить, закоксоваться, покрыться коррозией. 

 

 

 

 

Похожие материалы: