Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 


 

 

 

Модель воздушного боя Олега Дорошенко

 

       Публикуем описание модели чемпиона мира свердловского спортсмена Олега Дорошенко. Самодельный двигатель. Воздушный винт из стеклопластика с некоторым добавлением углеволокна для его жесткости. Для пропитки стекловолокна и углеволокна использована смола К-153.

       Винт выклеивается в специальной форме, а затем формуется при температуре плюс 50—60°. Изготовленные таким способом винты одинаковы как по весу, так и по шагу, а в процессе эксплуатации их легко заменять один на другой. В модели применена легкая бальза.

 

Технические характеристики модели

        Размах крыла — 1000 мм, хорда центроплана — 400 мм, хорда посередине половины крыла — 275 мм, хорда на концах крыла — 190 мм. Профиль двояковыпуклый, симметричный с максимальной толщиной 40 мм.

       Моторама 1 из прямослойного грабового дерева: 2 бруска сечением 8X13 мм и длиной 127 мм. Между брусками вклеен вкладыш из липы, затем все связано приклеенной сбоку 1,5-мм фанерой, длина которой 48 мм.

 

        Для крепления двигателя в мотораме по кондуктору сверлят  4   отверстия  3,2 мм, с  противоположной  стороны запрессовывают втулки с резьбой МЗ и приклеивают бальзовый  обтекатель моторамы 2. Затем во вкладыше и бальзовом   обтекателе     по    шаблону    носика центральной нервюры проделывают паз для  установки моторамы. Мотораму    с обтекателем   покрывают стеклотканью для   прочности. Из  заранее  напиленных бальзовых пластин по шаблонам вырезают все детали модели. Сборку начинают с задней кромки (7,9), в которую на стапеле вклеивают  нервюры  с  1   по  9.    К нервюрам        приклеивают       переднюю кромку 4,  ее сверху и снизу   зашивают пластинами. Промежутки между нервюрами и пластинами заполняют бальзовыми вкладышами, вставленными на клею.

       Вначале необходимо произвести сборку центральной нервюры. Далее приклеивают плоскую законцовку 6 и обтекатель законцовки 5. В центроплан вклеивают заднюю кромку 13 для крепления руля высоты. Вкладыши 10 служат для усиления и придания конструкции определенной формы.

 

Модель воздушного боя f2d Олега Дорошенко

 

      Олегом Дорошенко разработан и применен оригинальный способ крепления основных узлов модели. После того, как вклеен топливный бак 3 объемом 105 см3, выполненный из жести 0,25 мм, с противоположной стороны центральной нервюры через усиливающую фанерку толщиной 1,5 мм проделывают два отверстия  2 мм. В них вставляют проволоку, согнутую буквой «П». К ее середине крепится трехплечевой рычаг 19, зафиксированный с двух сторон оловом. Собранный узел качалки нужно установить так, чтобы трехплечевой рычаг имел расчетный угол отклонения.

       Отклонение руля высоты зависит от отклонения этого рычага. Тросики 18 к трехплечевому рычагу не припаяны, а на них надеты тонкие латунные трубочки, сплющенные в двух местах. В месте выхода тросиков из крыла в бальзовую законцовку вклеена свитая из стальной 0,3-мм проволоки пружина 17 с внутренним  1,2 мм. Она выступает из крыла на 5... 6 мм и предохраняет тросики от перегиба при транспортировке модели.

        Тросики на конце заканчиваются карабинами 16 из стальной проволоки  0,8 мм с надетыми на них латунными трубочками в виде замочка.

       Узел центроплана усилен двумя лонжеронами 20, которые срезаны на «ус» и заканчиваются на середине размаха каждой половины крыла. За лонжеронами сверху и снизу приклеены бальзовые уголки усиления. К усиленному бальзовым уголком и обработанному по профилю переднему узлу центроплана приклеивается моторама. Вся конструкция тщательно обрабатывается наждачной бумагой.

       Модель оклеивается лавсановой прозрачной пленкой 8, присоединяемой к каркасу типографским прозрачным клеем, который ложится тонким слоем, имеет малый вес и хорошие связывающие свойства. Трубочки бачка после оклейки загибают вперед в сторону двигателя. Руль высоты также покрыт лавсановой пленкой. В него вклеен фанерный кронштейн с двумя отверстиями: одно вверху для тяги, другое в середине для карабина ленты. Спереди в руль вклеены три Г-образных крючка, при помощи которых он соединяется с петлями 11 из 0,2 мм жести. Руль фиксируется ниппельной резинкой, надетой на один из крючков, который должен быть на 10 мм длиннее остальных. Тяга 15 из алюминиевой проволоки АМГ  2,5 мм. Место, где должно быть в пленке отверстие для тяги, усиливают  полоской липкой ленты.

       Трехплечевой рычаг (качалка) устанавливают параллельно центральной нервюре, а руль — в горизонтальное положение и отмечают на тяге положение верхнего отверстия на кронштейне. Затем тягу изгибают на 90° вправо и отрезают так, чтобы длина загиба была 10... 12 мм. Готовую тягу вставляют в отверстие кронштейна и фиксируют также ниппельной резинкой. Перед полетом проверяют, нет ли перекоса крыльев, и промывают топливный бак.

        На модель может быть установлен калильный или дизельный двигатель, но должна быть соблюдена центровка модели. Она составляет 55...60 мм от передней кромки крыла.

Борис Киселев, мастер спорта СССР международного класса

Журнал Крылья Родины 1981 год.

Дорошенко Олег F2D

Для просмотра фото в большом размере кликните на него.

 

Похожие материалы:

   Модель "воздушного боя" под Марз-2,5

   Маневренность или скорость? I Дракон F2D

   Бойцовка "Юниор"