Как настроить авиамодельный двигатель на стабильную работу?!
Приветствую друзья авиамоделисты на страницах сайта CLSTUNT.RU! Сегодня я хочу поведать об типичных ошибках которые так предательски ставят подножки во время запусков кордовых авиамоделей. Пишу потому, что сам не так давно наступал на "грабли", бил модели аж руки опускались. В последствии с помощью советов и рекомендаций от друзей и не равнодушных со всего мира я набрался опыта. Они помогли исправить недочеты и теперь моторы работают стабильно. Думаю они и вам окажет пользу, хотя бы потому, что они собраны в одном месте.
Как правило всю "малину" портят мелочи.
Отечественный авиамоделист знает, что не все моторы выпускавшиеся в СССР, работали как говорится "из коробки" иначе бы не было раздела Заметки о двигателях. И это одна беда. Но, что делать когда популярный проверенный мотор OS25FP или OS46LA не стабильно работает, режим работы плавает а то и вовсе глохнет. Кажется, что такое не может быть, но увы у меня были случаи когда люди обращались с такими вопросами.
Факторы влияющие на стабильную работу двигателя:
Конструкция и качество изготовления топливного бака. Каждый класс кордовых моделей имеет свою устоявшуюся конструкцию топливного бака. Например бойцы используют бак типа "соска", так как мотор должен выдавать полезную максимальную мощность на протяжении всего полета (боя). Малейший перебой работы мотора не допустим. Для пилотажных моделей типичной стала конструкция топливного бака по типу "поилка" или "домик". Сделав бак по этой схеме можно быть уверенным, что мотор будет работать стабильно. Так же нужно брать во внимание, что для тонкой изумительной работы мотора нужно самостоятельно подбирать конструкцию бака. Особенно внутреннее расположение трубок. Например Евгений Яковлев описывает такую схему для двигателей Stalker или DiscorveryRetro.
Помимо конструктивных особенностей нужно позаботиться об качестве спайки бака. Не допускать протечек или "соплей" при изготовлении бака. Если ваш бак сделан по типичный схеме и надежен то нужно смотреть следующие факторы.
Топливопровод кажется, что тут такого. В первую очередь нужно проверить нет ли незаметных повреждений трубки. Иногда оказывается, что проблема там где уже смотрел но не придал значения. Поэтому рекомендую топливную трубку или заменить, или осмотреть при хорошем освещении. Следующий шагом нужно убедиться, что топливная трубка не касается двигателя, глушителя, капота или других элементов. То есть топливо провод должен соединять жиклер двигателя с питающей трубкой топливного бака и не касаться чего либо. Касания в процессе работы вызывают вибрации трубки, которые способствую вспениванию топлива. При это двигатель плохо слушается настроек иглы а в полете режим работы убегает становясь бедным. Часто при этом двигатель задыхается на эволюциях и глохнет где то в зените. Иногда нужно не экономить на трубках, а взять хорошую силиконовую.
Топливный фильтр. Когда я только начал осваивать пилотажные модели я пренебрег советом купить эту вещь. Подумал какое расточительство целых 5$ за фильтр, я могу обойтись без него. Прошло время и я купил фильтр, часть проблем как рукой сняло. И вам рекомендую покупать сразу фильтр. Какой фильтр выбрать решать вам, можно сделать и самому. Я пользуюсь несколькими видами, главное тут наименьшая их масса и исключить их касание о двигатель или другие части модели.
Я заметил, что иногда в топливе образуются мелкие прозрачные кристаллики, а в самом фильтре бывают собираются мелкие ворсинки, волосики. Поэтому фильтр рекомендуется иногда проверять, промывать.
Жиклер. Один из самых важных элементов в цепочке. Бывает жиклер работает не точно, при вращении иглы поток топлива поступает скачками или нелинейно. Этим недугом страдают многие жиклеры включая фирменных. Что бы сгладить этот момент помогает применение фильтра. Фильтр немного препятствует прохождению топлива, поэтому иглу приходиться открывать чуть больше. В этом диапазоне игла более точно дозирует поток топлива.
Другой распространенной проблемой является подсос воздуха в щели между картером, диффузором и жиклером. Устраняется эти проблемы установкой прокладок. Проверка этой проблемы может быть произведена до установки мотора на модель но и так же в полевых условиях... Еще нужно не забыть обеспечить надежную фиксацию иглы, иначе она открутиться в полете. Это часто встречается на компрессионных двигателях типа МАРЗ-2.5, РИТМ и даже КМД-2,5 при использовании его на учебных моделях.
Свеча отвечает за воспламенение и поддержание горения топливной смеси. Убедитесь, что вы используете подходящую свечу для своего двигателя. У меня был случай когда мой Brodak 40 запускался и глох при отключении накала свечи. Тогда я использовал холодную OS№8 свечу, замена на горячую OS №6 А3 исправило эту проблему. Я заметил пилотажные моторы любят горячие свечи.
Встречаются случаи когда по вине накала двигатель плохо запускается давая только вспышки или вовсе не хочет запускаться. Нужно убедиться что нет потерь тока на проводах, цанге, зажимах. Проверить аккумуляторную батарею.
Топливо. Фирменное оно или в ручную замешанное может стать причиной не стабильной работы. Так было у нашего моделиста Сергея, он целый сезон бился с не стабильной работой моторов. Перепробовав уйму вариантов. В конце концов дело было в топливе. Например топливо нельзя хранить в пластиковых бутылках. А вот топливо которое хранится в стеклянной таре, может простоять очень долго. Мне дарили топливо 30 летней давности. Мой OS MAX 25FP съел около 15 литров такого топлива. Конечно запуск был хуже и мощности было меньше чем на свежем топливе. Но для учебных целей сгодилось на 200%
Если есть подозрения что проблема в топливе, попросите у друзей их проверенное. Или купите свежее.
Воздушный винт. Важнейший элемент для пилотажных моделей. Выбирайте воздушный винт вкупе с мотором, моделью и кордами. Это можно сказать единая связка. Дестабилизировать работу самого хорошего мотора может просто не сбалансированный воздушный винт. Что бы определить это можно изготовить или купить балансир для винтов. Самый простой способ сбалансировать винт, это загрузить более легкую лопасть подкрасив ее прозрачным лаком. Если винт не сбалансирован то он создаст пагубные вибрации которые будут влиять на все узлы модели.
Вибрации вызванные конструктивными особенностями модели. Вибрации во время работы двигателя могут расти в зависимости от жесткости фюзеляжа. У меня были учебные модели где фюзеляж был в толщину 8 мм, а моторама обшита 1 мм фанерой. При этом двигатель хорошо работал только на повышенных оборотах, на средних и низких оборотах вибрация вспенивала топливо. Тут мне помогли винты с маленьким шагом. Но я не советую делать слишком хлипкий фюзеляж.
Расположение топливного бака на модели. На пилотажных моделях при использовании бака "поилки" важно выдержать "линию" между жиклером, питающей трубкой и дренажем. Это важно так как двигатель должен стабильно работать как в прямом полете так и в перевернутом. Производить настройку положения бака можно прямо на тренировочных полетах, но в процессе постройки модели нужно предусмотреть возможность смещения бака вверх, вниз и в сторону. Топливный бак должен быть жестко закреплен на фюзеляже, особенно это касается контурных моделей. Я на первых парах использовал пластиковые стяжки думаю что это удобно. Но это был самообман. Дело в том, что смещение бака даже на 0,5 мм от "линии" влечет к изменению режима работы мотора. Особенно тонко становиться заметен этот момент при выполнении квадратной горизонтальной восьмерке.
Думаю для начала этих советов достаточно, но тема будет развиваться и если у вас есть мысли которые будут полезны другим пишите мне на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. или другими способами.