Двигатель ЦСТКАМ-2,5К становится компрессионным
Для авиамоделиста не секрет, что микродвигатель ЦСТКАМ-2,5К создавался специально для моделей воздушного боя F2D. Но как у нас бывало "из коробки" не все моторы работали как надо. Я встречал информацию о разных вариантах доработки авиамодельного двигателя ЦСТКАМ 2,5 К, но эта доработка особенно полезна. В статье раскрывается способ который может применяться и на других моторах.
Простой и надежный вариант переделки отечественного калильного микродвигателя ЦСТКАМ 2,5К в компрессионный разработал инструктор Дворца пионеров города Челябинска И. Яров. После доработок моторчик подчиняется даже начинающим моделистам. Особенно хорош «дизель» для выступлений в классе «воздушного боя».
Вот что изменилось. Вместо штатной головки цилиндра применена новая, легкосъемная. Это позволяет менять прокладки при подборе объема камеры сгорания, перейти на головку типа ГСК в калильном варианте. Сам же перевод на другой вид топлива занимает считанные минуты — достаточно отвинтить рубашку и установить ту или иную вставку.
Штатное оребрение рубашки цилиндра удаляется. На его месте нарезается резьба М21 X 0,75 или М21 X 0,6. При выполнении этой операции применяется оправка, обеспечивающая соосность гнезда цилиндра и протачиваемой поверхности. На полученное посадочное место навертывается новая рубашка. Ее материал — алюминиевый сплав типа АК-4, Д16Т или Д1.
Для удобства работы со съемной рубашкой полезно изготовить ключ, шипы которого входят в гнезда в ее верхнем торце. На другом конце пластины ключа распиливается паз под шестигранник корпуса калильной свечи.
Вставка для компрессионного варианта вытачивается из сплава АК-4 (в крайнем случае из Д16Т), посадочное место под контрпоршень притирается по ответной детали. Контрпоршень — латунный (ЛС-59), для увеличения ресурса после притирки рабочую поверхность хромируют.
Подогнанный к вставке контпоршень должен садиться на место от сильного нажатия рукой или под легкими ударами молотка массой 25 г. Пропуск газов через это сопряжение недопустим, в противном случае будут сведены на нет все достоинства микродвигателя. При тщательном исполнении переделанные моторы ЦСТКАМ 2,5К в компрессионном варианте значительно превосходят по своим характеристикам известные КМД-2,5 даже раннего выпуска.
А. СТЕФАНЦЕВ, руководитель авиамодельного кружка,г. Челябинск
журнал Моделист Конструктор
Возможно вам будут интересны следующие материалы:
Переделка компрессионного микродвигателя КМД-2,5 в калильный
Обзор микродвигателя для F2B моделей "Тайфун-2,5"
Другие материалы на тему доработки авиамодельных двигателей